Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

230

Донесение Е. Р. Щулепникова И. П. Игнатьеву о новом порядке сбора доходов сараевского митрополита и о проекте поселения в Боснии черкесов

№ 11

7 февраля 1864 г. Сараево

Милостивый государь Николай Павлович!

Слишком год тому назад прислан был сюда из Константинополя фирман, на основании коего сараевский митрополит не имеет более права собирать с православных жителей своей епархии следующих ему податей 1, но должен довольствоваться положенным ему жалованьем в 100 тысяч пиастров. Сумма эта, к коей следует прибавить еще 20 тысяч пиастров в пользу патриархата, должна, согласно фирману, быть собираема со всех православных жителей Сараевской епархии по состоянию всякого. Немедленно по получении фирмана в начале прошлого года митрополит распорядился, чтобы пришли в Сараево из всякого санджака депутаты для устройства этого дела, которое, как я тогда же донес миссии нашей в Константинополе, осталось, однако, неустроенным как по причине митрополита, не желавшего лишиться своих больших приходов, так и по интригам сараевских торговцев, плативших митрополиту до сих пор только по 20 пар в год. В конце прошлого года по приказанию из Константинополя, последовавшему по жалобам боснийских христиан, были созваны опять депутаты из всех нахий, и, наконец, ныне фирман касательно жалованья митрополита приведен в исполнение.

Сумма, назначенная ему и патриархату, разложена на все нахии по количеству домов, а жители всякой нахии разложат свою часть между собой по средствам каждого. Деньги, собираемые нахиями, будут пересылаемы в Сараево в нарочно на сей конец составленную комиссию, которая будет вести им счеты и передавать их митрополиту. Сей последний дал христианам росписку в получении им всех денег, следующих за 1863 г., и при этом случае отказался от довольно значительной суммы, которую он не получил с нескольких нахий Банялукского санджака. Сумма эта, составляющая 57 931 пиастр, пожертвована им на устройство в г. Банялуке богословской школы. Так как митрополит Игнатий имеет еще получить несколько из следующих как ему за 1861 и 1862 года, так и умершему митрополиту Дионисию податей, то депутаты христиан одобрили эти долги, которые и будут взысканы по мере справедливости без всякого, впрочем, вмешательства митрополита.

Отношения священников к их прихожанам также определены при этом случае. С общего согласия депутатов и митрополита предписана священникам такса, которой они строго должны держаться. Такса эта довольно умеренна и не отяготительна для христиан. За крещение священники не имеют права требовать ничего и должны довольствоваться тем, что всякий дает добровольно; у бедных они обязаны крестить безденежно. [445]

Из Константинополя пришло сюда известие, что турецкое правительство намерено поселить в Боснии до 20 000 черкесов 2. Осман-паша сам недоволен этою мерою, и, как говорит, ответил в Константинополь, что переселение в Боснию некоторых племен черкесских, известных своим воинским и, можно сказать, грабительским духом, он находит даже опасным и не принимает на свою ответственность. Я же, с моей стороны долгом считаю изложить мое убеждение, что переселение черкесов в Боснию может иметь весьма дурные последствия, ибо может легко дать повод к довольно серьезным столкновениям мусульман с христианами. Сии последние и так уже справедливо ропщут, что лишены многих привилегий, коими пользуются мусульмане. Главный же и справедливый предмет их ропота есть, что хотя в Боснии имеется много ненаселенной и необработанной земли, под разными предлогами им отказывают делать их полными землевладельцами, тогда как привилегия эта была немедленно дана мусульманам, вышедшим из Сербии. Если то же самое будет сделано и для черкесов, то факт этот непременно и не без основания увеличит ропоты христиан и их ненависть к мусульманам.

На днях устроен в Сараеве по приказаниям из Константинополя новый меджлис, обязанность коего чисто полицейская, а именно: разбирать малые процессы и распри, производить по ним нужные следствия и, наконец, наблюдать за чистотою города. Главный член этого меджлиса есть полковник, командующий жандармами, число которых простирается в Сараеве и его окружностях до 250 человек. Всех членов в этом меджлисе семеро, но, весьма странно, между ними нет ни одного христианина, что противно правилам, принятым и соблюдаемым ныне касательно вообще всех меджлисов.

С глубоким почтением и совершенною преданностию имею честь быть, милостивый государь, вашего превосходительства покорнейшим слугой

Е. Щулепников

АВПР, ф. ГА V-A2, д. 807, л. 3-5. Подлинник.


Комментарии

1. Речь идет об изменениях в церковных налогах, которые были осуществлены в течение 1863 г. Часть церковного налога, отправляемого ранее патриарху, теперь оставалась в Боснии и Герцеговине для нужд народного просвещения (см.: Попов Н. А. Положение райи в современной Боснии. — В кн.: Славянский сборник. Спб., 1875).

2. Речь идет о кавказских горцах, переселившихся после Крымской войны в Турцию. Переселение горцев происходило в 1858-1864 гг. под влиянием агитации турецких эмиссаров и феодальной знати. Выезду горцев способствовали также военно-феодальные методы политики русского царизма. В пределы Османской империи с Северного Кавказа выехало свыше 430 тыс. человек. Частично они были поселены в европейских провинциях Турции с целью усиления там мусульманского элемента. Правящие круги Османской империи предполагали использовать черкесов в дальнейшем, как боевую силу против России (см.: Касумов А. X. Англо-турецкие происки на Северном Кавказе после окончания Крымской войны (1853-1855 гг.). — Уч. зап. кафедры общественных наук Кабардино-Балкарского гос. ун-та. [Нальчик], 1959, вып. 5, с. 280-289).