Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

39

Донесение К. Д. Петковича Е. П. Ковалевскому о восстании в Герцеговине и о намерении Австрии использовать его в своих целях

№ 275

31 декабря 1857 г. (12 января 1858 г.) Рагуза

Милостивый государь Егор Петрович!

По вступлении черногорцев в Герцеговину под предводительством попа Луки произошло столкновение между райями и местными турками в Попово, и сии последние были разбиты, потеряв около 30 человек убитыми и ранеными, принуждены покинуть поместья и запереться в Требинье и Любинье 1. Черногорцы эти с герцеговинцами захватили все, что принадлежало им: склады зернового хлеба, рогатый скот и прочее хозяйство; поселяне под страхом смертной казни принуждаемы были при этом показывать в деревнях турецкое имущество.

Герцеговинцами начальствует некто капитан Лука Вукалович из полузависимого племени зубцев 2, он в постоянной переписке с австрийскими властями, каждый день почти приходит от него курьер к начальнику Рагузского округа. Судя по этим частым и секретным сношениям, с одной стороны, и видя, с другой, сосредоточение войска в Рагузе и в других пунктах Далмации и Боки-ди Катаро, нельзя не думать, как полагают многие здесь, что Австрия не совсем безгрешна в этих беспорядках, открывшихся среди зимнего трудного времени. Австрия находит не один интерес в смутах [в] пограничных турецких провинциях. Кроме того, что они доставляют ей выходцев — новых подданных из наших единоверцев, она мечтает еще о возможности вооруженного вмешательства в затруднения Турции, да и желательно ей, может быть, перед открытием Парижских конференций поддержать чем-нибудь пущенную ею нелепую мысль, что будто под соединением Дунайских княжеств кроется революционная пропаганда, имеющая своих приверженцев в турецких провинциях и в Черногории 3.

Третьего дня прибыл сюда из Венеции военный пароход «Елизабета» с батальоном егерей, и ждут на днях другого — тоже с войском. От Клека до Суторины по всей границе выставлен сильный кордон солдат, вооружили также поселян-католиков пограничных деревень, собрав их в нескольких пунктах, как-то: в Осенике, Постране и др.

При сем честь имею представить вашему превосходительству копию рапорта консула в Скутари г. действительному т[айному] с[оветнику] Бутеневу за № 98.

С глубочайшим почтением и неограниченною преданностью честь имею быть Вашего превосходительства покорнейшим слугою

К. Петкович

АВПР, ф. ГА V-А2, д. 716, л. 60-61 об. Автограф.


Комментарии

1. После того, как летом 1857 г. крестьянские волнения охватили пограничные с Черногорией области Шкодринского санджака и Боснийского вилайета, черногорский князь Данила решил активизировать антитурецкую политику. Черногория обратилась к пограничному православному населению этих районов с призывом выступить против османского господства. В первых числах сентября 1857 г. Нижние Васоевичи провозгласили объединение с Черногорией. Их примеру последовали Кучи Дрекаловичи. В Герцеговине волнения охватили Требиньскую нахию. Центром восстания была область Зубцы, где предводителем инсургентов являлся капитан Лука Вукалович. Вместе с ним выступило население Грахова и Банян во главе с воеводой Анто Даковичем (см.: АВПР, ф. Посольство в Константинополе, д. 2030, л. 82, 90, 117-118 (донесения русского консула в Шкодере А. Е. Сученкова А. П. Бутеневу от 31 августа (12 сентября), 7 (19) сентября и 29 сентября (11 октября) 1857 г.); Хopoвич В. Лука Вукалович и херцеговачки устанци од 1852-1862 године. Београд, 1923, с. 32).

Первое время в восстании принимали участие только черногорские ускоки, скрытно перешедшие черногорскую границу. Возникла даже видимость, что Черногория вообще не имеет отношения к восстанию, тем более, что князь Данила неоднократно заявлял о своей непричастности к действиям ускоков, которые, по его словам, самостоятельно отправились в Герцеговину. Последние также делали вид, что не имеют связи с Черногорией (см.: Хитрова Н. И. Черногория в национально-освободительном движении на Балканах и русско-черногорские отношения в 50-70-х годах XIX века. М., 1979, с. 129). В действительности Данила всеми мерами содействовал распространению восстания в Герцеговине и укреплению там влияния Черногории, стремясь добиться фактического расширения территории последней путем привлечения на свою сторону пограничного православного населения и перехода его в черногорское подданство.

2. Зубцы — название области и населения в Требиньской нахии. К середине XIX в. имели ограниченную автономию, избирали воеводу, командующего войском. С 1863 г. Зубцы получили от турок значительные привилегии в области налогообложения и администрации, что способствовало расширению их автономии (см.: Вукосавьевич С. Организациа...).

3. К. Д. Петкович очевидно имеет в виду ситуацию, связанную с подготовкой Парижской конференции 1858 г., призванной определить статус Молдавии и Валахии. Австрия, оккупировавшая княжества в 1854 г., вынуждена была согласно постановлениям Парижского конгресса 1856 г. вывести оттуда свои войска. Однако будучи противницей объединения княжеств, она стремилась сохранить в них свое влияние путем разного рода политических интриг, в том числе и тех, о которых пишет Петкович.

В действительности идея объединения Дунайских княжеств в одно государство имела объективно глубокие социально-экономические и политические причины (подробнее см.: Виноградов В. Н. Очерки общественно-политической мысли в Румынии: Вторая половина XIX — начало XX вв. М., 1975, с. 121-155; Чертан E. Е. Великие державы и формирование Румынского независимого государства. Кишинев, 1980, с. 27-61).