Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

21

Донесение секретаря российского консульства в Сараево А. С. Ионина Е. П. Ковалевскому о своих действиях по урегулированию конфликта между населением Мостарского округа и турецкой администрацией

№ 33

12 (24) августа 1857 г. Сараево

Милостивый государь Егор Петрович!

За отсутствием г. Гильфердинга осмеливаюсь донести вашему превосходительству о текущих делах Боснии, которые касались российского консульства в Сараеве.

В донесении за № 29 я имел честь довести до сведения вашего превосходительства о деле препольских депутатов, которые приходили из Герцеговины жаловаться на медленность и несправедливость действий тамошних властей 1. Дело это приняло неожиданно довольно хороший оборот. В Сараево прибыл мостарский губернатор, и я имел случай говорить с ним об упомянутом деле. Но губернатор этот сказал, что, по всей вероятности, он посадит депутатов в тюрьму, потому что они неправы в своих жалобах и не могли идти в Сараево жаловаться на него. Тогда я сообщил о таком решительном ответе английскому консулу, прося его рекомендовать дело своему вице-консулу в Мостаре. Консул, согласившись на это, говорил между тем и здешнему вали-паше о слишком резких отзывах мостарского губернатора. Я, со своей стороны, делал то же, совершенно уверенный, что целая страна не может бросить свои поля и дома, чтобы идти в Сараево с вымышленными жалобами. Наконец, общими силами мы склонили генерал-губернатора дать строгое приказание ему подчиненному губернатору мостарскому пересмотреть дело в самом Мостаре, вызвав туда препольского мудира и депутатов. В оправдание свое паша мостарский представлял и то, что православные его области не могут законным образом противоречить отзывам о них мудиров и защищаться отзывами своего владыки, который в Мостаре никогда не живет, дел не знает и находится постоянно при строении новой церкви в Фотыне, а если и спрашивают отзывов владыки, то этот последний не пользуется этим, чтоб защищать христиан, и потому он, паша, поневоле должен довольствоваться результатами розысканий посредством мусульманских своих чиновников. Узнав при том, что паша мостарский в дурных отношениях с митрополитом герцеговинским и весьма рад всякому случаю, позволяющему решать дела без посредства этого архипастыря, я просил сараевского вали приказать паше мостарскому спросить отзыва владыки по этому делу и также подтвердить ему спрашивать и на будущее время подобных отзывов по делам, касающимся православных.

Сараевский ген[ерал]-губернатор поступил в этом деле очень удовлетворительно и даже энергически, что, к несчастью, бывает очень редко.

Я имел честь упомянуть также о священнике Иосифе, который приходил сюда с препольскими депутатами, и о векселе, который удерживал его в Сараеве. Митрополит здешний, вероятно, убежденный, что вексель был действительно фальшивый, не начинал дела о нем и согласился даже [78] по моей просьбе представить вали-паше о невинности священника Иосифа. Паша принял священника очень благосклонно, согласился дать ему проводников, чтобы избавить его от гонений мудира препольского и других его недоброжелателей. Паша советовал даже священнику отправиться еще раз с депутатами, которым он взялся помогать, на суд в Мостар.

Сюда приносили также много жалоб на то, что паша мостарский посылает всегда на суд в мехкеме (турецкий местный полицейский суд) христиан, не имеющих свидетелями мусульман. Разумеется, что в мехкеме христиане всегда обвиняются, где судьи — магометане и судят по шариату. Об этом я также снесся с английским консулом, который говорил об этом паше мостарскому. Этот же оправдывался тем, что еще не учреждено полицейского суда, где бы могли судиться христиане с мусульманами, имея только свидетелями христиан. Но мы просили его за неимением подобного суда решать дела христиан самому или отсылать их в свой меджлис, где заседает христианский член.

Подобная несправедливость, совершенно противная обещаниям хатти-хумаюна, встречается в Сараеве не так часто, хотя в последнее время я узнал о нескольких подобных делах и посоветовал тяжущимся православным подать жалобу паше не на то, что несправедливо решили их дела, а на то, что их решили в мехкеме, где не приняли свидетельства православных.

С глубоким почтением и совершенною преданностью имею честь быть, милостивый государь, вашего превосходительства покорнейшим слугою

А. Ионин

АВПР, ф. ГА V-A2, д. 799, л. 92 — 94 об. Автограф.


Комментарии

1. В донесении Е. П. Ковалевскому от 29 июля (10 августа) № 29 секретарь российского консульства в Сараеве А. С. Ионин писал о приезде в Сараево депутации от Приеполя с жалобой на действия местного мудира и мостарского паши (губернатора). Во главе депутации из 7 человек стоял приепольский священник Иосиф. Герцеговинский митрополит Григорий, недовольный его участием в этом деле, велел задержать Иосифа в Сараеве под предлогом неуплаты долгов. Остальные депутаты были отправлены обратно (см.: АВПР, ф. ГА V-А2, д. 799, л. 84-91).