Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

217

Донесение К. Д. Петковича Н. П. Игнатьеву о данных им Л. Вукаловичу советах относительно поездки в Мостар и отправки герцеговинской депутации в Константинополь

№ 190

14 (26) июля 1863 г. Рагуза

Милостивый государь Николай Павлович!

Вукалович и прочие герцеговинские главари, собравшиеся в Суторине 1, по настоящее время не приняли еще никакого решения. Генерал Филиппович имел вторично свидание с ними вчера в Кастель-Нове, куда поспешил отсюда также турецкий консул 2. Он снова убеждал воеводу зубчан отправиться в Константинополь с депутациею, обещал перевести их на австрийском военном пароходе и снабдить их деньгами на потребные расходы, а взамен всех этих обещаний и услуг требовал, чтобы они обещались письменно не иметь дела в Константинополе ни с кем другим, [431] как только с австрийским интернунцием. Турецкий же консул, отправившийся в Кастель-Нова по приказанию губернатора Герцеговины, советовал, с своей стороны, нашим единоверцам послать Вукаловича с депутациею в Мостар, но неизвестно, вследствие каких расчетов он старался при этом скрыть, что находится в Мостаре теперь комиссар Порты, присланный туда нарочно с поручением рассмотреть и устроить дела в Герцеговине.

Из вышеприведенного угодно будет вашему превосходительству усмотреть, как трудно для Вукаловича принять с полным доверием какое-либо решение — послушаться австрийцев, сулящих ему всякого рода уверения и обещания, в которых, однако, проглядывают обман и своекорыстные цели, или положиться на турецкого консула и на турецкие власти в Герцеговине, которые также не отличались всегда добросовестностию и откровенностию в отношении к нашим единоверцам. Сделать выбор между советами подобных доброжелателей чрезвычайно трудно, а между тем настала крайняя необходимость для главарей выйти как можно скорее из нынешнего неопределенного положения и решиться на что-нибудь, ибо народ начинает тяготиться таковым положением и даже роптать на бездействие своих старшин.

Вукалович, колеблясь в решении принять то или другое предложение из опасения быть обманутым, не связал себя еще никаким обязательством относительно Филипповича и турецкого консула, но дал им такой ответ, что каждый из них может считать за собою успех переговоров. Чтобы уверить же их еще больше в его готовности исполнить по возможности предлагаемые ему советы, воевода зубчан отпустил по домам некоторых из главарей под видом, что они должны приготовиться к предстоящему путешествию, а в то же время поспешил прислать ко мне доверенное лицо, дабы известить меня о бывших переговорах и просить совета.

Повторив еще раз посланцу Вукаловича мои доводы о необходимости избегать в настоящее время новых столкновений с турками и уладить как-нибудь свои дела мирным путем, я заметил ему, что главари для очищения себя от всяких нареканий могут послать в Мостар кого-нибудь для свидания с губернатором и комиссаром Порты и для узнания на месте, насколько они расположены и уполномочены устроить бывшие в восстании герцеговинские пределы и удовлетворить справедливым жалобам и желаниям народа. «Так как комиссар Порты, — присовокупил я, — приехал в Мостар нарочно для того, чтобы устроить дела в Герцеговине, то не отказывайтесь вступать с ним в сношения и переговоры, если увидите, что дают вам достаточные обеспечения. Что же касается до поездки вашего воеводы в Константинополь, то она должна быть предпринята только тогда, когда окажется решительно невозможным сделать что-нибудь на месте чрез посредство сановников, присланных Портою, но и тогда нужно будет избегать австрийских военных пароходов и в особенности исключительных сношений с австрийским интернунцием».

Уверяют меня здесь, что Австрия смотрит с беспокойством на усиление турок в прилежащих к Далмации провинциях и в особенности на постройку блокгаузов в южной Герцеговине и что будто для отклонения Порты от приведения в исполнение задуманных блокгаузов она хлопочет о том, чтобы Вукалович отправился в Константинополь с депутациею и представил жалобы и желания народа под исключительным ведением и покровительством австрийского интернунция.

Считаю неизлишним представить при сем на благосклонное усмотрение вашего превосходительства перевод письма Вукаловича ко мне, а равно и копию отношения, посланного мною консулу нашему в Мостар по поводу этого письма 3. [432]

К. Петкович

АВПР, ф. ГА V-А2, д. 725, л. 123-126. Подлинник.


Комментарии

1. См. док. 215.

2. Речь идет о турецком консуле в Дубровнике Персиче.

3. См. примеч. 2 к док. 215.