Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

204

Донесение Е. Р. Щулепникова А. Б. Лобанову-Ростовскому об упадке курса австрийских денежных единиц и о ликвидации налогов на котлы и сливы

№ 142

14 (26) ноября 1862 г. Сараево

Милостивый государь князь Алексей Борисович!

Вашему сиятельству уже давно известно, что первым следствием совершающихся в Турецкой империи финансовых реформ был упадок цен иностранных монет, которых в обращении чуть ли не больше, чем турецких. Мера эта была распространена во всех провинциях султана и здесь недавно она была введена в исполнение.

Босния, находясь постоянно в торговых сношениях с северною своею соседкою Славониею и с западною — Далмациею и австрийскою Кроациею, вмещала в себе капиталы, состоящие почти исключительно из австрийских червонцев и цванцигеров; золотой и серебряной турецкой монеты почти что совсем не было в обращении, и только бешлики во время упадка курса австрийского червонца являлись в огромном количестве, служа большим выигрышем для алчных спекулянтов. 2-3 года тому назад курс австрийского червонца менялся довольно часто, то возрастая, то падая, но потом он установился регулярно на 60 пиастров и держался до нынешнего распоряжения, вследствие которого правительственный курс червонца определен в 51 пиастр 27 пар. Таковой упадок червонца не помешал ему, впрочем, при продаже и покупке иностранных товаров сохранить достоинство свое в 60 пиастров, но он значительно чувствителен для бедного класса, народонаселения и для всех не торговых людей, коих капиталы употребляются на их жизненные потребности. Эта мера, разумеется, повлекла за собою появление различных спекуляций, как, напр[имер], скупки червонцев менялами в 53, 54 и 55 пиастров, которые всегда и везде клонятся к ущербу не правительства, но бедного народонаселения страны, а равно и не к обогащению правительства, но нескольких мелких и алчных спекуляторов. Вообще мера эта не произвела хорошего впечатления на народ, и даже нельзя сказать, чтобы она долго могла продержаться, ибо неудовольствие и обеднение может дойти до серьезных пределов, так как цена на деньги упала, а дороговизна жизненных потребностей вместо понижения, возрастает почти ежегодно.

В представленном мною в 1859 г. мемуаре о состоянии Боснии 1 ваше сиятельство, вероятно, изволили обратить внимание на всю тягость носимых христианами двух податей: казание — налог на котлы, служащие к приготовлению водки — сливовицы, и хамрие — налог на сливы. Последний налог, т. е. хамрие, был распространен на все дома христиан, которые платили казне 8 пиастров. Первый же, казание, был определен так: дом, в котором находился котел, вносил 1 австр[ийский] червонец, а там, где его не было, по 7 пиастров в городах и по 8 в селах и деревнях. Ныне же, к чести нашего губернатора Осман-паши должно отнести благоразумную меру облегчения христиан от сих налогов. Налог хамрие уничтожен. Дом, где находится котел, вносит по 10 % на количество приготовляемой им водки, остальные же увольняются совсем от казание. Этим распоряжением здешнее правительство, хотя и в ущерб своим денежным, интересам, показало только, что оно желает справедливости, и потому расположило к себе христиан, кои были обременены до сих пор такими чрезвычайно тяжелыми налогами.

При сем долгом считаю донести вашему сиятельству, что вследствие предписания Порты 8 из заключенных в сараевской тюрьме христиан [416] отправляются завтра в Виддин, где они приговорены в каторжную на несколько лет работу.

С глубоким почтением и совершенною преданностию имею честь быть, милостивый государь, вашего сиятельства покорнейшим слугой

Е. Щулепников

АВПР, ф. Посольство в Константинополе, д. 2326, л. 73-74 об. Подлинник.


Комментарии

1. Записку Е. Р. Щулепникова с предложением мер по улучшению положения христианского населения Боснии и Герцеговины, составленную не позднее 3 (15) августа 1859 г., см.: АВПР, ф. Посольство в Константинополе, д. 2323, л. 102-118.