Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

202

Донесение К. Д. Петковича В. П. Балабину о назначении Л. Вукаловича воеводой Зубцов на условиях внутренней автономии

№ 367

12 (24) сентября 1862 г. Рагуза

Милостивый государь Виктор Петрович!

Я уже имел честь уведомить ваше превосходительство по телеграфу о приезде в Рагузу (10 (22)-го сего месяца герцеговинского губернатора Хуршид-паши и воеводы зубчан Луки Вукаловича 1. Первый приехал в 10 часов утра в сопровождении австрийского консула из Мостара, а второй в 6 часов пополудни — морем из Старой Рагузы со свитою из 15 человек, старшин и капитанов.

Приезд турецкого паши не мог представить большого интереса для здешних жителей, привыкших в последнее время видеть постоянно в стенах своего города турецких пашей, зуавов, башибузуков и пр., но зато появление Вукаловича, имя которого гремело в народных песнях и газетах в продолжение 5 лет, возбудило сильное любопытство и подняло на ноги все население: его встретила и сопровождала до улицам огромная толпа народа, в особенности солдаты-сербы и молдаване — интересовались его личностью и стекались отовсюду, чтобы посмотреть на него, что, разумеется, должно было возбудить неудовольствие начальников-немцев.

Высадившись на берег, Вукалович отправился прямо к начальнику Рагузского округа, но тот его не принял, извинившись занятием спешными делами, и попросил зайти после. Отдохнувши в гостинице и пройдя по городу и предместию раза два, Вукалович в 7 часов вечера отправился снова к г. Решетару, у которого пробыл более часу в разговоре. В это же время военные власти давали серенаду Хуршид-паше, остановившемуся в доме турецкого консула.

На другой день в 9 часов утра Вукалович пошел к Хуршид-паше, который в присутствии начальника здешнего округа г. Решетара и английского консула объявил ему амнистию, а вслед за этим поднесли ему подписать акт с изъявлением покорности. С Вукаловичем я не мог видеться лично, шпионы окружали его со всех сторон, но один из его приближенных успел зайти ко мне сегодня утром уже по отъезде воеводы и сообщил мне главные условия помянутого акта, состоящие в следующем:

1. Вукаловича признают воеводою (бинбаши) и предоставляют ему внутреннее управление Зубцев, Крушевицы, Драчевицы с Суториною, Банян, Пивы и Дробняка;

2. Назначают ему жалованье 1500 пиастров в месяц и другие 500 пиастров для секретаря;

3. Предоставляется ему иметь 500 человек вооруженных для охранения границы со стороны Черногории;

4. Этой страже назначается содержание по 75 пиастров и 22 1/2 они муки в месяц на человека; и

5. Жители помянутых округов освобождаются на несколько лет от налогов и податей.

Эти условия, если только они действительно таковы, довольно выгодны для пограничных с Черногориею герцеговинцев; но нельзя ручаться, что будут в точности исполнены. Турки были всегда щедры на обещания, которые ничего не стоят им.

Хуршид-паша отправился вчера в Скутари для свидания с Омер-пашою и сообщения ему того, что условлено с Вукаловичем. Сердар-экрем на днях должен ехать в Константинополь. [412]

Из Цетиня не имею никаких известий, знаю только, что турки и черногорцы стоят еще около Реки. На днях проехал отсюда в Триест адъютант его светлости Влахович, но не имел для меня никаких бумаг. Он едет в Петербург и будто по собственным своим делам, как уверял меня.

С глубочайшим почтением и неограниченного преданностью имею честь быть, милостивый государь, вашего превосходительства покорнейшим слугою

К. Петкович

АВПР, ф. ГА V-А2, д. 724, л. 330-332 об. Подлинник.


Комментарии

1. После неудачной войны Черногории с турками 1862 г. (см. примеч. 1 к док. 203) герцеговинские повстанцы под предводительством Л. Вукаловича согласились на переговоры с военными представителями Порты о мире. Вначале переговоры должны были вестись в Скадре (Шкодере), но были перенесены в Дубровник и состоялись 10 сентября 1862 г. Повстанцы признали власть султана; турки назначили Вукаловича бимбаши, поставив его во главе отряда из 500 верных стражников. Вукалович получил жалованье от турецкого султана. Была провозглашена амнистия повстанцам (см.:. Пророкович-Иевесиньац Р. Г. Буна 1874 и устанак у Херцеговини1875 године. Београд, 1902).