Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

156

Донесение В. В. Безобразова А. Б. Лобанову-Ростовскому о прекращении наступления турецких войск против Зубцов и о посредничестве в этом черногорского князя

№ 68

4 (16) марта 1861 г. Мостар

Милостивый государь князь Алексей Борисович!

По последним известиям, полученным мною, видно, что мушир-паша выступил из Требинье с 3-мя батальонами в Билеки, где и находится в настоящее время. Таким образом, предпринятая было Дервиш-пашою экспедиция против зубчан окончена и, как вашему сиятельству благоугодно было усмотреть из предыдущих моих донесений, не в пользу турецких войск 1.

Не говоря уже о потере, более или менее значительной, понесенной турками в деле 16 (28) февраля, отступление Дервиш-паши из предела Зубцев совершенно деморализовало турецкие войска и еще более убедило наших единоверцев в бессилии их правительства.

Кроме того, как ни стараются мушир и местные власти окружать себя величайшею тайной, все предпринимаемые ими с этой целью меры недостаточны для достижения цели, и я имел случай узнать, что Исмаил-паша по телеграфу получил приказание от Порты прекратить наступательные действия и сохранять оборонительное положение. Верность этого сведения еще более подтверждается приемом, сделанным муширом Вацлику, секретарю черногорского князя, о поездке которого в Требинье я имел уже честь доносить вашему сиятельству от 26 февраля сего года 2.

Консул наш в Рагузе, сообщая мне о свидании своем с Вацликом при возвращении последнего в Цетинье, говорит, что Вацлик был принят весьма любезно Исмаил-пашою, который выслушал с большим удовольствием миролюбивые предложения князя и обещал остановить движение войск против зубчан и других племен. Понимая, что, видя постыдное бегство Мехмед-паши из Суторино в Рагузу и не менее постыдное отступление Дервиш-паши с значительными силами пред горстью христиан, получив кроме того приказания прекратить наступательные действия, мушир с удовольствием принял посланного черногорского. Я не могу поверить, чтобы он чистосердечно обещал даровать христианам требуемое ими. Уже три года тому назад заключены условия всех пограничных с Черногориею христианских племен, по которым правительство обещало им полную свободу в внутреннем их управлении, между тем Исмаил-паша, прибыв сюда для успокоения страны, первый нарушил это условие 3, предписывая в своих буюрунтиях Зубцам, Баньянам и Пиве, копии с [329] кановых я уже имел честь представить вашему сиятельству, приготовить, все нужное для постройки в их пределах домов для мудиров, чего именно, не хотят наши единоверцы.

По сему я полагаю, что данное муширом обещание удовлетворить требованиям христиан, останется без последствий, как и обещания его предшественников, а христиане, убедившись на опыте, что подобным обещаниям нельзя доверять, не придут к муширу, тем более, что жестокость его всем хорошо известна и поп Богдан и доселе находится в Мостаре.

При сем долгом считаю представить вашему сиятельству копию с ноты, сообщенной мне г. Петковичем, Вацлика муширу.

Вчера прибыл сюда один батальон из Ипека для занятия караулов. Вчера же получено здесь известие о прибытии турецкой комиссии в Рагузу 4.

С глубочайшим почтением и совершенною преданностью имею честь быть милостивый государь, вашего сиятельства покорнейшим слугою

Вал. Безобразов

АВПР, Ф. Посольство в Константинополе, д. 2049, л. 47-48. Подлинник.


Комментарии

1. Герцеговинцы начали борьбу против Порты в Суторине, куда в конце января 1861 г. прибыл Лука Вукалович по главе отряда. Военные действия развернулись, также в Зубцах, против населения которых была направлена экспедиция во главе с Дервиш-пашой. 12 февраля 1861 г. после отказа османского командования очистить, караульный пункт в Суторипе оп был разрушен. 14 февраля повстанцы разбили турецкие войска при Драче (см.: Павичевич Б. Црна Гора..., с. 100).

2. Секретарь черногорского князя Николая Йован Вацлик был направлен князем, в Требинье 20 февраля 1861 г. для переговоров с муширом Измаил-пашой с поручением убедить Турцию не предпринимать карательной экспедиции против повстанческих районов — Зубцы, Баняны, Пива, Дробняк и Шаранцы. Восстановление мирных отношений в Герцеговине предусматривалось на условиях сохранения самоуправления в пограничных областях и полной амнистии для повстанцев. Черногорское правительство со своей стороны пообещало принять все зависящие от него меры для восстановления спокойствия в Герцеговине, а Измаил-паша заверил, что он пойдет на уступки, потребовав, однако, чтобы повстанцы изъявили покорность и прислали для переговоров доверенных лиц. Миссия Вацлика не дала результатов, так как и Порта, и Черногория не намеревались выполнять своих обещаний на деле, стремясь лишь выиграть время. (К. Д. Петкович — В. П. Балабину 21 февраля (5 марта) и 26 февраля (10 марта) 1861 г. см.: АВПР, ф. ГА V-А2, д. 723, л. 46, 52-53; Павичевич Б. Црна Гора ..., с. 121-124).

3. После определения в 1860 г. черногорско-турецкой границы повстанческие районы — Зубцы, Баняне, Пива, Дробняк и Шаранцы — были оставлены в составе Османской империи. Герцеговинцы согласились выразить покорность султану, надеясь, что османские власти не будут вмешиваться в их внутреннее управление. Они потребовали также, чтобы Порта определила сумму общих ежегодных налоговых поступлений, взимаемых неосманской администрацией, а представителями органов местной власти. Однако Турция не соблюдала свои обещания. По этому поводу К. Д. Петкович говорил, что «в последние три года турецкие паши и комиссары в Герцеговине понадавали христианам много обещаний, но не привели в действие ни одного из них» (Петкович В. П. Балабину, 26 февраля (10 марта) 1861 г. см.: АВПР, ф. ГА V-A2, д. 723, л. 52 об.

4. Е. Р. Щулепников сообщал А. Б. Лобанову-Ройтовскому 10(22) января 1861 г. о том, что в Герцеговине создана турецкая комиссия во главе с Измаил-пашой для изучения положения христианского населения (см.: АВПР, ф. Посольство в Константинополе, д. 2325, л. 8-10 об.). Во избежание вмешательства европейских держав Порта дала согласие на ее сформирование. В ее состав вошли: чиновник турецкого министерства Ибрагим-бей, греческий епископ Антим и армянский священник (фамилия неизвестна). Однако комиссия так и не смогла начать свою деятельность ввиду того, что Порта не захотела пойти на уступки герцеговинцам (см.: Павичевич Б. Црна Гора ..., с.115-120. К. Д. Петкович — Е. П. Ковалевскому, 5(17) марта 1861 г. — АВПР, ф. ГА V-А2, Д. 723, л. 55.