Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

150

Из отчета МИД России о бедственном положении христианского населения Боснии и Герцеговины и его выступлениях против властей

Не ранее 1 января 1861 г.

(Датируется концом отчетного периода)

Босния, Герцеговина и Албания

Положение христианского населения в Боснии и Герцеговине сделалось в 1860 г. еще несравненно тягостнее, чем прежде, и довело его до совершенного отчаяния. В 1859 г. в этих областях был страшный неурожай, вследствие которого в течение всей зимы несчастные христиане во многих местах питались древесною корою, умирали с голоду и целыми толпами бежали в Австрию, где пограничные начальства подвергали их значительным притеснениям. Бедствия эти возбудили в России частную благотворительность, и значительные суммы посланы были из нашего отечества для вспомоществования страждущим единоверцам 1. Вашему императорскому величеству благоугодно было пожертвовать 15 000 руб. на это человеколюбивое дело. Из Одессы доставлено было в Боснию значительное количество хлеба и роздано наиболее нуждающимся. Бедствие голода и сопряженные с ним страдания, естественно, усилили в стране неудовольствия христианского населения, тем более, что турки-землевладельцы пользовались отчаянным положением христиан для всевозможных притеснений. В продолжение всего истекшего года не прекращались в Боснии волнения и частые попытки восстания. Боснийские выходцы, перешедшие в Сербию, образовали там четы (вооруженные отряды), которые беспрестанно в разных местах переходили чрез турецкую границу и увлекали за собою толпы местных жителей. Турецким войскам удавалось подавлять эти возмущения, [304] производившиеся без плана и без общей связи, но тем не менее эти четы распространяли беспокойство в стране и усиливали в христианах надежду освободиться от невыносимого ига. Местные жители — мусульмане, принадлежащие к славянскому племени, начинают также чувствовать тягость турецкого управления, несмотря на то, что Порта в последнее время сделала им значительную уступку, избрав из их среды мудиров (окружных начальников) и заменив ими турецких чиновников, занимавших дотоле эти должности. Сам генерал-губернатор Боснии Осман-паша, природный славянин-мусульманин; жители края надеялись, что он лучше своих предшественников вникнет в их нужды и облегчит их участь, но он заслужил всеобщую ненависть своею жестокостью и своим фанатизмом в отношении к христианам.

В Боснии ожидали прибытия великого визиря Киприсли-паши для исследования состояния края. Визирь, однако, не посетил этой области, а на его место прислан был из Константинополя мушир Измаил-паша, который учредил в Сараеве следственную комиссию, а сам в то же время заодно с боснийскими властями принял деятельные меры для воспрепятствования христианам предъявлять этой комиссии свои жалобы и вынудил у них подписание документа, свидетельствующего, что они вполне довольны настоящим своим положением.

Еще печальнее и тревожнее состояние Герцеговины. Восстания христианских племен не прекращаются там с 1858 г. Летом 1860 г. оно вспыхнуло с новою силою в Гатчанском округе вследствие жестокостей, произведенных властями. Турецкие войска, посланные для усмирения жителей, позволяли себе самые бесчеловечные поступки, следствием которых было то, что и сопредельные с Гацком края Герцеговины вооружились. Начальник войск в Герцеговине Дервиш-паша пытался усмирить восстание и пригласил к себе предводителей христиан для переговоров, но потом вероломно схватил их и посадил в тюрьму. Вследствие того христиане решились не полагаться ни на какие уступки, обещаемые им турками, и защищаться до последней крайности. Восстание юго-восточной части Герцеговины продолжается и принимает все большие и большие размеры, образуются целые партии под начальством вождей, известных в краю своею отвагою, как-то: Луки Вукаловича, попа Богдана Зимонича и др., которые не раз вступали в открытый бой с турецкими и регулярными войсками и до сих пор большею частию одерживали верх над ними. Все попытки турецкого правительства подавить восстания остаются бесплодными.

Консул наш в Мостаре приобрел в стране значительное влияние и старался по возможности умерять бедствия наших единоверцев. По его настоянию отправлена была в Гацко комиссия из турок и христиан для производства следствия над осквернением православных церквей, сделанным там турецкими войсками. Ему же обязаны христиане, что в главном городе Герцеговины Мостаре начали принимать их свидетельство в суде.

По случаю кончины герцеговинского митрополита Григория тамошние жители предложили патриархату кандидатом на его место герцеговинского уроженца архимандрита Иоанникия Памучину. Патриархат не назначил туда другого архиерия, и таким образом в этой области Турции управление церковью перешло в руки природного славянина [...] (Опущен текст о положении христианского населения в Албании)

АВПР, ф. Отчеты МИД, 1860 г., л. 218-224 об. Подлинник.


Комментарии

1. В России пожертвования в пользу школ, церквей и монастырей Боснии и Герцеговины, а также денежные сборы в фонд вспомоществования беднейшим жителям провинции делались представителями различных слоев населения, в том числе крестьянами, купцами, мещанами, священниками, равно как и лицами, пожелавшими остаться неизвестными (см.: АВПР, ф. Славянский стол, д. 6665, л. 39; ЦГИА СССР, ф. 796,. оп. 141, 1860 г., д. 1350, л. 5, 8 и об., 9-11 об.; д. 2336; л. 3-4 об.).