Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

130

Донесение Е. Р. Щулепникова Е. П. Ковалевскому о просьбе митрополита Дионисия оказать помощь в устройстве близ Сараева монастыря и духовной школы

№ 27

9 марта 1860 г. Сараево

Милостивый государь Егор Петрович!

На днях вследствие изъявленного митрополитом Дионисием желания имел я с ним свидание, в котором, выразивши мне всю симпатию и любовь к православным христианам Боснии, он представил мне все опасности, угрожающие как церкви, так и единоверцам нашим сей провинции. Видя действительно непритворные со слезами выраженные им чувства его ко благу и пользе церкви и видя справедливость его слов, я считаю обязанностью моею представить на благоусмотрение вашего превосходительства все содержание моего с ним конфиденциального разговора.

Из донесений как предшественника моего, так и моих вашему превосходительству известно, как недостаточно и жалко образование здешнего духовенства. Ныне обстоятельства принимают серьезные обороты, могущие быть вредными для будущности здешнего православия. Католическая пропаганда, все более и более распространяясь в Боснии, угрожает превращению значительной части православного народонаселения в католицизм. Католическая епархия в Боснии, имея священников, в сравнении с православным духовенством довольно образованных и получивших воспитание в Риме или в Австрии, строит теперь монастыри и школы на деньги, пожертвованные папою и французским и австрийским правительствами. Так, в одном часе от Травника уже построен монастырь в обширных размерах со школою, в которой устроено до 100 комнат. Эта школа, устроенная для молодых людей от 17 до 25 лет, приготовляет их в священники, которые разумеется, будут иметь всегда превосходство над православными священниками. В Ливно также устроена школа, в которой уже воспитывается до 15 молодых людей. Для обеих этих школ выписаны учителя из Австрии. Кроме того, получая от католических держав, а в особенности от папы немалые пожертвования, пропаганда их легко все более и более распространяется по Боснии.

Христианское православное народонаселение, не имея средств ни к образованию себя и детей своих, ни к приготовлению духовных пастырей себе, не имеет ни одной школы, которая могла бы дать им, подобно католикам, хороших и образованных священников. Православные, понимая свое жалкое положение, желали бы устроить школы, но скудные средства их не позволяют им того. При том, видя процветание и благосостояние католических школ, которые имеют умных и хитрых учителей, они, наконец, предпочтут посылать детей своих в католические школы, и тогда, разумеется, это будет главною причиною распространения католицизма. Обративши взор на будущее, невольно рождаются опасения, которые еще можно предупредить. Для предотвращения-то этого несчастия митрополит Дионисий желал меня видеть и советоваться со мной.

Он сказал мне, что хочет устроить невдалеке от Сараева, именно между Травником и Сараевым, монастырь с духовною школою вроде наших семинарий. В этой школе воспитывались бы дети православных жителей Боснии всех сословий и только из нее рукополагаемы бы были священники. Митрополит Дионисий на высочайше пожертвованные деньги устроил духовную школу с тою же целью при Баньском монастыре, но дальнее расстояние его от Сараева не дает довольно возможности наблюдать за успехами и благосостоянием школы, а равно и я не в [256] состоянии давать точный отчет о совестливом употреблении высочайше пожертвованной суммы. Напротив, школа, будучи не в далеком расстоянии от Сараева, может более процветать под надзором как самого митрополита, так и моим.

Так как во всей Боснии не имеется ни одного образованного священника или учителя, то митрополит Дионисий находит нужным выписать одного священника или монаха русского, который был бы и главным директором и надзирателем помянутой школы.

Основание монастыря и школы без помощи правительства нашего не может состояться; потому согласно просьбе всей православной общины сараевской я осмеливаюсь просить ваше превосходительство принять живейшее ваше в этом деле участие и, повергнув к стопам его императорского величества государя императора полезный для православия в Боснии план митрополита, испросить как денежное пособие, так и назначение в предполагаемую школу ученого священника или монаха.

При этом я долгом моим считаю просить ваше превосходительство, дабы вы почтили меня уведомлением о сем деле, ибо если желание митрополита удобоисполнимо, он тотчас напишет в Константинополь для испрошения фирмана на постройку монастыря, причем он и сам готов на сей конец пожертвовать довольно значительную сумму.

Что же касается до отправления кого-либо из России, то митрополит Дионисий сказал мне, что, по его мнению, назначенный сюда должен будет ехать сначала в Константинополь, где чрез ходатайство миссии нашей он будет представлен патриарху, который снабдит посланного инструкциями с своей стороны, и тогда приезд сюда русского духовного лица не возбудит ни малейшего подозрения со стороны здешних властей.

С отличным почтением и совершенною преданностью имею честь быть, милостивый государь, вашего превосходительства покорнейшим слугой

Е. Щулепников

АВПР, ф. ГА V-А2, д. 802, л. 13-16 об. Подлинник.