Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

125

Донесение Е. Р. Щулепникова А. Б. Лобанову-Ростовскому с характеристикой реформы, регулирующей аграрные отношения в Боснии

№ 147

1 (13)декабря (В документе ошибочно: 1 (13) ноября) 1859 г. Сараево

Милостивый государь князь Алексей Борисович

В дополнение к донесению моему от 10 ноября, № 141 1, честь имею ныне сообщить вашему сиятельству о главных переменах, сделанных турецким правительством в отношениях кметов Боснии к их помещикам 2.

До сих пор кметы платили своим помещикам в иных местах половину, в других же третью, четвертую и даже пятую часть. В этом не сделано никакой перемены, кроме того, что уровнен платеж продуктов, ибо во многих санджаках кмет, который платил третину хлебом, должен был давать помещику половину сена, фруктов и овощей. Ныне же кмет обязан платить аге всех продуктов третью часть, где существует третина. Только в санджаках Бихачском и Баньялукском, где существовала только третина, кмет будет платить аге четвертую часть со всех овощей вместо платимой им до сих пор третины.

Помещик обязан строить своему кмету дом и все постройки, нужные для хозяйства; дома же, построенные самими кметами, должны быть ими же поддерживаемы до совершенного их разрушения.

Хотя со времени Омер-паши насильственные работы уничтожены, но фирман, присланный ныне, подтверждает о совершенном уничтожении их.

В случае, если кмет захочет оставить землю своего помещика, то если дом, обитаемый им, был построен им самим, помещик обязан дать ему вознаграждение, определенное с помощью местной власти. Желая оставить землю своего помещика, он обязан предупредить его о том после жатвы хлеба и собрания всех продуктов; в противном случае он должен вознаградить помещика суммою, которая будет назначена местною властью.

Помещик отныне впредь не имеет права самовольно прогнать своего кмета, право это представляется ему только в таком случае, если кмет, не исполняя своих обязанностей, приносит видимый вред помещику, что, однако же, должно быть исследовано местною властью.

Доходы помещика, взимаемые им с кмета, ни под каким предлогом не могут быть им отдаваемы в откуп; в противном случае он будет подвергаем строгому наказанию. При приезде помещика на свою землю он не имеет право обитать дом своего кмета, ни жить на его счет.

Одна из главных отраслей промышленности жителей Боснии есть сливы, из которых гонится водка. Многие из помещиков имели обычай требовать с кметов часть, следующую им с этого продукта, водкою. Принимая в соображение, что приготовление водки довольно дорого, отныне впредь это им запрещается, и они должны брать свою часть сливами, свежими или сухими.

Все условия, заключенные до сих пор между помещиками и кметами и не вполне согласные с ныне новыми распоряжениями, должны быть уничтожены, и отныне впредь должны быть заключаемы между ними контракты, долженствующие быть засвидетельствованы местною властью, которая ни за составление контракта, ни за его засвидетельствование не имеет право взимать пошлины и должна блюсти за строгим и неприязненным [246] исполнением всех находящихся в нем условий; в противном случае чиновники будут подвергаемы наказанию согласно новому уголовному своду (джезанамсу).

Осман-паша получил из Константинополя 600 печатных экземпляров этого нового фирмана и надлежащее количество их разослал к каймакамам и мудирам для приведения в исполнение.

Не могу скрыть от вашего сиятельства, что при приведении в исполнение сего акта могут встретиться большие затруднения. Так как все перемены, сделанные в отношениях кметов к помещикам, хотя и не весьма существенные, клонятся по-видимому в пользу первых, то они непременно должны не нравиться мусульманам, что я даже мог заметить из разговоров моих с Осман-пашей, который сам заинтересован в этом вопросе, так как он считается одним из самых богатых помещиков в Боснии. Кроме того, по моему мнению, фирман носит на себе отпечаток какой-то недоделанности; например: все насильственные работы (corvees) уничтожены, между тем помещик в некоторых местах имеет право требовать, чтобы кмет отвозил следующую ему часть жатвы по его произволу или в амбар, или же в ближайший город на базар, тогда как ближайший город может быть на довольно далеком расстоянии. В некоторых же других местах помещик имеет право заставить своего кмета работать в садах как цветочных, так и в фруктовых, и в огородах.

В санджаке Сараевском местами существовала до сих пор третина, местами же половина; где была последняя, помещик давал кмету не только дом и все постройки, но и плуги, волов и, наконец, семя для посевов; об этом в фирмане ничего не упоминается, а третина и половина сохранены.

Я не премину доносить вашему сиятельству как о том, как будет приводиться в исполнение этот фирман, так и о том, какие затруднения и сопротивления представятся при том.

С глубоким почтением и совершенною преданностью имею честь быть, милостивый государь, вашего сиятельства покорнейшим слугою

Е. Щулепников

АВПР, ф. Посольство в Константинополе, д. 2323, л. 148-151. Подлинник.


Комментарии

1. В этом донесении Е. Р. Щулепников сообщал о получении в Сараеве фермана от 12 сентября 1859 г., так называемой Саферской наредбы (см. примеч. 2), изменявшего систему налогов в Боснии и Герцеговине и регулирующего аграрные отношения между феодалами и кметами. Щулепников указывал, что реформа не может принести существенного облегчения положения зависимых крестьян, ибо практически повсеместно сохранялась третина. Несколько ранее, 3 августа 1859 г., Щулепниковым была направлена А. Б. Лобанову-Ростовскому обширная записка с характеристикой аграрных отношений в Боснии, где он утверждал, что только полная отмена третины и замена ее добровольным контрактом об аренде земли между бегом и кметом, а также введение единого поземельного налога вместо множества существовавших налогов на сельскохозяйственные продукты явятся кардинальной мерой в деле улучшения положения крестьян (см.: АВПР, ф. Посольство в Константинополе, д. 2323, л. 102, 118).

2. Имеется в виду провозглашение Саферской наредбы — указа от 12 сентября 1859 г., или 14 сафера 1276 г. но мусульманскому календарю. Он последовал за аграрным Рамазанским законом от 21 апреля 1858 г. Как закон, так и указ, вводивший его на территории Боснии и Герцеговины, явились следствием непрерывных крестьянских волнений, конфликтов с землевладельцами и восстаний в этих провинциях Османской империи. В 1858 г. Портой была созвана конференция в Константинополе из представителей феодалов и кметов, на которой последних принудили согласиться с положениями вышеназванных актов. Аграрные отношения в Боснии и Герцеговине были реорганизованы следующим образом: предусматривалось подписание договора между землевладельцем и кметом с фиксированием взаимных обязательств, запрещалось необоснованное изгнание кметов с арендуемых участков, отменялся откуп третины. В то же время сохранялся большой размер феодальных повинностей, кмет был обязан отдавать   владельцу земли от 1/5 до 1/2 части урожая, были облегчены лишь некоторые косвенные повинности. Фактически третина была сохранена. Закон содержал множество оговорок, которые были использованы землевладельцами в своих интересах для последующе и жесточайшей эксплуатации кметов (см.: Попович. В. Аграрно питанье у Босни и турски нереди ..., с. 279-285, 302-305; текст наредбы см.: Там же, с. 316-323; Попов Н. А. Положение райи в современной Боснии..., с. 362-366; Кондратьева В. П. Русские дипломатические документы об аграрных отношениях в Боснии и Герцеговине: 60-70 гг. XIX в. М., 1971, с. 37-40).