Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

118

Донесение управляющего российским генеральным консульством в Белграде К. А. Соколова А. Б. Лобанову-Ростовскому о беседе с князем Милошем Обреновичем по поводу перехода в Сербию беженцев из Боснии

№ 95

19 июня (1 июля) 1859 г. Белград

Милостивый государь князь Алексей Борисович!

Имел честь получить на сих днях предписание вашего сиятельства от 8 (20)-го настоящего месяца за № 279, и найдя в нем полное подтверждение увещаний и советов, высказанных мною прежде сего главе сербского правительства, я признал приличным откровенно прочесть ему содержание этой депеши.

Князь Милош чистосердечно сознался мне, что хотя по сведениям, полученным здесь из турецких провинций, пограничных с Сербиею, поддержание порядка между доведенными до отчаяния христианами весьма сомнительно и что облегчение их участи при нынешних преследованиях едва ли будет возможно, но что он с своей стороны предпримет все меры для избежания столкновений с турецким правительством. Его светлость сообщил мне, что почти ежедневно множество христианских семейств, обманывая бдительность турецкой пограничной стражи, переходит в Сербию из Боснии и умоляет здешнее правительство о дозволении поселиться в сем княжестве.

Предвидя, что турецкое начальство будет со временем требовать выдачи этих переселенцев, князь Милош просил у меня совета, должно ли возвращать их для избежания несогласий с Портою или необходимо дать приказание о недозволении им укрываться на сербской границе?

Я взял на себя представить его светлости, что отказ в убежище гонимым христианам усугубит их страдания и, отняв у них последнюю надежду на спасение, неминуемо принудит к поднятию оружия, что подобная мера произведет весьма неприятное впечатление на самих здешних жителей, искренне сочувствующих бедственному положению своих родичей, и что она может повредить тому уважению, коим пользуется имя его светлости между христианскими подданными Турции.

Князь Милош, найдя в этом совете отголосок своего собственного мнения, искренно признался мне, что сын его, князь Михаил Обренович, во время последнего своего пребывания в Лондоне 1 имел подобное же объяснение с лордом Malmosbury и что тогдашний министр иностранных дел в Англия отвергнул с негодованием мысль о возвращении в Турцию христиан, ищущих спасения в Сербии. Его светлость кончил свою беседу со мною следующими многознаменательными словами: «Вы можете передать вашему правительству, что я вполне убежден в верности ко мне сербского народа. Он последует за мною повсюду, а я поведу его по той дороге, на которую укажет мне императорское правительство».

Я воспользовался этими словами, чтобы еще раз повторить его светлости, что все советы, передаваемые ему императорским министерством чрез мое посредство, имеют единственную цель — благо Сербии и что правительство наше, вполне полагаясь на обещания его светлости, не оставит его своими указаниями, во всяком случае, когда по ходу политических обстоятельств признает их нужными.

Распространяясь все более и более в откровенных признаниях, князь Милош дал мне довольно ясно заметить, что по восстановлении мира между воюющими ныне державами и будущем начатии конгресса он надеется, что Сербии будет дозволено отправить с своей стороны депутатов для [233] окончательного решения недоразумений по поводу содержания в Сербии турецких гарнизонов.

Имею честь быть с истинным почтением и беспредельною преданностию вашего сиятельства покорнейшим слугою

Соколов

Р. S. Поспешаю, кроме того, донести вашему сиятельству, что по определению княжеского совета комиссия, которая, по желанию князя, будет заниматься изготовлением проектов, касающихся до будущих преобразований во внутреннем устройстве сего княжества, имеет быть составлена из 42 лиц. В число это войдут по 2 депутата из каждого округа, 2 из Белграда, 2 от духовенства и по 2 от каждого из здешних присутственных мест. Начало своих занятий комиссия должна открыть к 29-му текущего месяца.

Ut in litteris (Все тот же (лат.))

Соколов

АВПР, ф. Посольство в Константинополе, д. 2342, л. 60-63. Подлинник.


Комментарии

1. Накануне австро-итало-французской войны сербские государственные деятели стремились выяснить планы великих держав относительно Балкан и их отношение к Сербскому княжеству. С этой целью князь Милош Обренович направил своего сына Михаила в поездку по столицам держав — гарантов Парижского мира. Михаил посетил Вену, где имел беседу с В. П. Балабиным, Париж и Лондон. В столице Англии он вел переговоры с министром иностранных дел лордом Малмсбери и затронул вопрос о беженцах из пограничных с Сербией земель Османской империи. Михаил просил министра воздействовать на Порту с целью прекращения злоупотреблений турецких властей по отношению к христианскому населению Турции и тем приостановить поток беженцев из этих районов в Сербию. Малмсбери пообещал оказать Сербии поддержку, посоветовав одновременно нормализировать отношения с Портой (см.: Иапшич Г., Вучкович В. Сполна политика Србиие за владе кнеза Михаила: Први балкански савсз. Београд, 1963; Стоианчевич В. Милош Обренович и ньегово доба. Београд, 1966).