ИЗ НОВОГО САДА.

В Белградской Газете пишут из Нового Сада (Нейзаца):

«Вот уже прошел год, как кончилась несчастная война, которая столько стоила пожертвований и крови верным Сербам Австрийским. Около двадцати тысяч из них погибли от ран, холеры и тифуса, или убиты на войне с Венгерцами.

«Сверх того, по официальному именному списку, 346 человек мирных поселян и городских жителей убиты по приказанию революционных судей, большею частию за их сочувствие к Императорской Австрийской партии, а иногда за то только, что они «Сербы;» двадцать шесть человек, между коими семь женщин, просто взяты в Вербаше, поставлены во фронт, и расстреляны без [130] всякого даже предлога и без суда 1. В Сенти, 22-го Марта 1849 года, убиты сорок пять человек земледельцев с женами и детьми 2. В Суботнице в один день двадцать три человека вдруг расстреляны 3. В Арадской епархии православный священник расстрелян за то, что прочел прокламацию известного Румунского партизана Янку, в пользу Императорского Австрийского Дома 4.

«Другой православный священник Новак Стефанович повешен в Бечкереке уже в Сентябре 1849 г., оставив жену и троих сирот 5.

«Довольно, кажется, доказали Сербы свою верность, а Чайкаши 6 первые вступили в бой за святое дело защиты Престола и Православия, и последние сошли с поля брани, ибо когда Гёргей уже приближался к Вилагошу, где положил оружие пред Русскими и тем кончил войну, Сербы под Мошорином еще сражались с двадцатью тысячами неприятелей, и на том же месте, где началась война Сербов, прогремела и последняя их битва. [131]

«Земля Чайкашского баталиона вся выгорела и остается опустошенною и без всяких средств. Из двух миллионов, пожалованных прошлую зиму Императором Австрийским на пострадавшие южные провинции, Чайкашам пришлось по два гульдена на человека (полтора рубля серебром) а нынче и того нельзя ожидать. Чайкаши даже не молят о прямой помощи: им только дать бы средства сделать заем под залог своей плодоносной, хорошей земли. Они люди честные, трудолюбивые; им необходимы средства обзавестись опять нужным для хлебопашества, и чрез несколько лет они уплатили бы и капитал и проценты. Но до сих пор они и на те не могут надеяться. Одни их забыли, другие честят то республиканцами, то реакционерами, то зовут суеверами, потому что они православные, то коммунистами, как недавно Аугсбургская Allgemeine Zeitung потому что в Январе месяце в Вуковаре де-скать лес покрали. Некто из Вуковара писал в «Allgemeine Zeitung» точное и справедливое опровержение этой статьи, и послал в письме пять гульденов серебром для напечатания; но «Allgemeine Zeitung» не сочла нужным поместить опровержение, не сочла нужным и возвратить деньги. Вот как любят правду, и как беспристрастны «unparteifch» Немецкие журналы! Вся Германия бунтовала против законной власти в то время, как Чайкаши проливали кровь свою за своего Государя, а теперь эти Немцы нас ругают и клевещут на нас. Может быть, Чайкаши не так умны и не так учены, как другие народы; но если и справедливо, что Чайкаши не очень хорошо владеют пером и чернилами, справедливо однако же и то, что штыки их во сто раз более пригодились Австрии, и могут ей пригодиться более, нежели все перья и чернила, которые употребляются на клевету против Сербов, между прочим и против Чайкашей. Бог нам судья, мы на Него надеемся и будем терпеть и ждать, чтоб наконец обратили внимание на наше праведное дело. Православному народу не надобно отчаиваться, а воистину у Сербов мысль о Православии тесно соединена с мыслью о народности, или лучше сказать, эти два чувства совершенно слились в одно чувство, которое и жизнь народную, и имя, [132] и язык, и веру сохранило среди вековых бурь и потрясений, и которое, с Божиею помощию, так же и ныне, как и в далеком будущем, останется цело и неповрежденно. Эта набожность, эта любовь к Православию есть отличительная черта Сербов, так сказать, врожденное им свойственное чувство».

(Из Север. Пч.)


Комментарии

1. В Вербаше в то же время Православная церковь Введения Пресвятыя Богородицы ограблена и отчасти разрушена.

2. В Сенти, как в Вербаше, Провославная церковь Св. Архистратига Михаила разграблена.

3. В Суботнице Православная церковь Св. Иоанна Предтечи разграблена и повреждена.

4. Янку Хора, который вместе с Авксентием и своими партизанами отличался в Трансильвании и о котором отзывался с похвалою и Генерал Лидерс в своих реляциях.

5. Церковь (Введения во храм) тоже ограблена и повреждена.

6. Чайкашский Баталион (Tfchaikiften Bataillon) входит в состав Австрийской Военной Границы, и поселен при впадении Тиссы в Дунай. Чайкаши содержат военную флотилию на Дунае. В одном этом небольшом округе, одиннадцать церквей и один древний монастырь ограблены, разрушены или сожжены: две церкви во имя Св. Чудотворца Николая, три Вознесения Господня, две Св. Первомученика Стефана, остальные во имя Св. Иоанна Предтечи, Св. Великомученика Димитрия, Св. Апостола Фомы, Св. Стефана Сербского и Архистратига Михаила, Это все служит доказательством, что Сербы столько же защищали православие, сколько и народность свою против ожесточенных врагов их Церкви. Шайки Перцоля более других свирепствовали, резали мирных жителей и ругались над святынею.

Текст воспроизведен по изданию: Из Нового Сада // Москвитянин, № 24. 1850

© текст - Погодин М. П. 1850
© сетевая версия - Thietmar. 2018
© OCR - Андреев-Попович И. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Москвитянин. 1850