О ПОДПИСКЕ, ОТКРЫТОЙ С ВЫСОЧАЙШЕГО СОИЗВОЛЕНИЯ,

для сбора приношений в пользу Сербского народа и церквей в Бачке и Банат.

Всем известно, какое участие принимали южные Славяне, Хорваты и Сербы в войне Австрии с возмутившимися Венграми, с каким постоянным мужеством они выдержали борьбу с огромною силою, далеко превосходившею их собственный. Две причины вызвали Хорватов и Сербов на войну с Венграми – преданность к своему законному правительству, и привязанность к своей народности. Возмутившаяся Венгрия явилась врагом столько же Австрийского Дома, сколько и народности Славянской. Желая уничтожить целость империи и основать независимое Венгерское государство, она стремилась в то же время и уничтожить народность Славянскую, и Хорватов и Сербов превратить в Мадьяр не влиянием нравственным, которого не имела, но внешнею силою.

Первая эпоха воины Венгерцев с Сербами, Австрийскими подданными, окончилась блистательно для Сербов. Венгерские войска несколько раз были разбиты, и после. неудачной осады Сербобрана прекратили, на время, нападения. К Сербам, Австрийским Граничарам, подоспели на [2] помощь их соотечественники из княжества; Венгерские же войска устремились к другой цели. Они, как бы мимоходом затронув военную границу, двинулись в противоположную сторону Венгрии – к Пешту и Комарну. Встретив на одной из своих границ сильный отпор Сербов, Мадьяры победоносно прошли всю Венгрию до другой границы, и там встретили Хорватов, которые, под предводительством своего Бана, спасли Вену, и война против мятежников приняла другой оборот.

После взятия Австрийскими войсками Пешта, в 1849 году, Венгерские войска отступили за Марош (в Банате) и Суботицу (Терезиополь, в Бачке), и сосредоточились у Старого Арада и Сегедина.

Между тем Сербы, разделенные на мелкие отряды, разбросанные на значительном пространстве от Римских укреплений до Францова канала, были еще более обездолены удалением Книтятина со вспомогательными войсками Сербского княжества. Неприятель мог почти без сопротивления возвратиться в Петроварадин; оттуда, под предводительством Перцеля, он пошел на Сербобран. После упорной защиты, Сербобран был взят мятежниками; 700 человек Сербов долго защищались в городских улицах против 6,000 Венгров, но не могли устоять, и в числе 300 едва спаслись. Город быль сожжен, разграблен, жители без разбора пола и возраста перерезаны. Сербобран, так храбро отразивший первые нападения Венгров, считался Сербами неприступным. Его взятие произвело сильное действие, и малочисленных Сербов, лишенных всякой помощи, повергло в совершенное отчаяние. Оно усилилось еще более, когда Перцель, опустошив окрестности Сербобрана, двинулся к Римским укреплениям подержал новую победу. Сербских войск не существовало: все разбрелись по сторонам; уцелевшее от меча Сербское народонаселение, из областей, занятых неприятелями, сосредоточилось в Чайкашском батальоне и Среме (Сирмии), Начались всеобщие беспорядки: путь к Тителю и оттуда в Срем (Сирмию) был открыт для неприятеля. [3] Надобно вспомнить, что в сие самое время Австрийская главная армия, под командою Барона Вельдена, по новому плану кампании, сосредоточивалась около Пресбурга, в ожидании Русской вспомогательной армии, а Бан Хорватский, с своим войском, еще находился под Пештом, откуда должен был пройти Венгрию во всю длину, чтоб явиться на юг для защиты Сербов. Банат и Срем (Сирмия), совершенно отрезанные от армии, оставались без помощи, без регулярных войск, почти без артиллерии, даже без известий о том, что делается на севере и на западе королевства.

Почтенный старец, Патриарх Сербский, Иосиф Раячичь, управлял вместе и гражданскою частью и православною Церковию, и умел внушать своему народу такую же верность к престолу, такую же непоколебимую твердость и терпение, какие сам, как истинный пастырь православный, показал в сие роковое время, и какими невольно напоминает нам, Русским, тех великих мужей нашей Церкви, которые, в бедственные для Отечества времена, так много способствовали спасению России и сохранению у нас Православия. Видя отчаянное положение края, ему вверенного, Патриарх упросил Сербского Князя вновь прислать Книтянина с отрядом на помощь. Книтянин, собрав наскоро тысячу человек, явился в Новый Сад, и потом в Карловцы, куда пришло уже известие о поражении при Римских укреплениях. Уныние было так велико, что, не смотря на уважение и доверенность к Книтянину, ему не удалось собрать достаточного количества войск, чтоб итти против Перцеля, и оградить от вторжение в Срем (Сирмию). Книтянин объявил Патриарху, что гибель неминуема, что он не успеет дождаться нужной помощи из княжества, что неприятель вдесятеро сильнее его, а народ совершенно упал духом и что разве один человек может спасти их: этот человек – Георгий Стратимировичь (племянник покойного Митрополита Сербского, Стефана Стратимировича). В 1848 году, как известно, молодой Стратимировичь [] командовал охотниками Сербскими, отразил с ними нападение Мадьяр, показал блистательные военные способности, и заслужил неограниченную доверенность и любовь войска. Он в это время находился в Землине Вице-Президентом Коммиссии Правления. Не смотря на бывшую между ими с некоторого времени остуду, Патриарх, тотчас же, по получении письма Книтянина, обратился к Стратимировичу, и спросил: решится ли он взять на себя собрать разбитые рассыпанные войска, отправиться в Титель и спасти всю южную Венгрию? Стратимировичь показал себя достойным доверенности народа и его начальников: забыв свои прежние неудовольствия, принял полномочие от Патриарха, и явившись в Титель, умел в двое суток собрать войско и одушевить его своим присутствием; чрез пять дней разбил наголову главный отряд Перцеля, и с семью батальонами Граничар и 1,500 Сербских охотников под Книтяниным, защищался против неприятеля вдвое больше его числом и с сильной артиллерией, в течение шести недель, до прибитая Бана с своим войском. Таким образом Сербы отстояли остальные богатые провинции южной Венгрии, и дали новый оборот войне, которая кончилась в пользу верных защитников престола, народности и веры.

Между тем страны, по которым прошли Венгерские орды, были опустошены и разграблены, села и города сожжены. Война кончилась, – не кончились бедствия Сербов: возвратившееся в опустошенный страны, народонаселение не нашло ни домов, ни храмов; без хлеба и крова должно было провести зиму.

Не станем повторять грустных описаний положение Сербской границы которыми были наполнены не только Славянские, но даже и Немецкие журналы. Особенно церкви и монастыри православные были жертвою ненависти и ярости Мадьяр: они жгли, разоряли их потому именно, что знали, с какою любовью и благоговением Сербы привержены к святой Церкви своей. Вот отрывок из письма: «Свирепство Венгров простиралось не [5] токмо на вооруженных, но и на все невинные чада, девицы, жены, дряхлые старцы и старицы, павшие в область их. Все, что не могло спастись бегством, без различия пола и возраста было истребляемо и посекаемо. Домы разграбленные были предаваемы огню. Особенно же свирепствовали Венгры и ополчались на св. храмы Божии, яки бо и с Богом и со Святыми Его рать имели: вшедши в церкви, святым иконам Христа Спасителя и Пречистые Богоматери и прочих Святителей мечами очи истыкивали; во святом алтаре отверзли святые кивоты, хранимые тамо Святая просыпали и попирали ногами, все утвари церковные грабили, напоследок книги молитвенные, Св. Евангелие и все удобосожигаемое снесше пред иконостас, предали пламени и самую церковь. Словом, конечное истребление како народа Сербского, тако и Православия его умыслиша. – Больше 150,000 душ Сербского народа лишаются домов своих, лишаются всякого богослужения, наставление и духовного утешения. Лисам подобно изрыли подземные рови, идеже от мраза спастися мняще всякого земного блага лишены алчущие и жаждущие чают Бога спасающего! Не может язык изрещи, ниже ум вообразити себе зол и болезней, яже народ Сербский претерпел, терпит, и Бог весть доколе еще терпеть будет».

Можно было бы до бесконечности умножить подобные описания, свидетельствующие о дикой жестокости Венгров и ужасных страданиях Сербов. Но мы ограничимся только исчислением церквей и монастырей, разрушенных совершенно или разграбленных Венграми в воеводстве Сербском:

В приходе Новосадском в Бачке – 49

В приходе Темешварском – 57

В приходе Вершацком – 11

В приходе Будимском – 1

Всех разрушенных и разграбленных православных храмов 115; убыток простирается слишком на 1,300,000 гульденов (800 тысяч рублей серебром). – 25-го [6] Ноября 1849 года духовенство Чайкашское подало прошение в Землине Сербскому правительству, прося не только обновления храмов, но пищи и крова, которых они не имели. Правительство передало прошение Патриарху Раячичу; он его представил Австрийскому министерству, которое дозволило ему обратиться к другим народам с воззванием о помощи. «Тяжки были для Нижне-Дунайских стран бедственные события последних двух лет», говорит Патриарх в своем воззвании: «Австрийское правительство старалось облегчить бедствия, но они так велики, что до сих пор только отчасти можно было помочь им; как духовный архипастырь Сербского народа, я считаю долгом обратиться с полною доверенностью и христианским смирением к человеколюбию тех народов, которых Бог сохранил от подобных бедствий. Да облегчат они нужды Сербского народа с тем же усердием, которое показывали при всех великих бедствиях! Кроме внутреннего чувства, сопровождающего каждое доброе дело, вечная благодарность несчастных вознаградит великодушных друзей человечества, принесших свою дань, для того, чтобы осушить горькие слезы страждущего народа».

(Сев. Пч.)

____________________________

Нет сомнения, что во всех краях России найдется много людей, которые окажут свое сочувствие к несчастному, единоплеменному нам народу... В Москве, при ревностном содействии Графа А. А. Закревского, с небольшим в месяц, в пользу разоренных Сербских церквей, жителями пожертвовано было разной церковной утвари на сумму более 7,600 руб. сер., и приношение еще продолжаются.– В следующей книге мы надеемся посвятить несколько слов этому предмету.

Текст воспроизведен по изданию: О подписке, открытой с высочайшего соизволения, для сбора приношений в пользу Сербского народа и церквей в Бачке и Банат // Москвитянин, № 13. 1850

© текст - Погодин М. П. 1850
© сетевая версия - Тhietmar. 2016
© OCR - Андреев-Попович И. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Москвитянин. 1850