СВИНЬИН П. П.

ОПИСАНИЕ АФОНСКОЙ ИЛИ СВЯТОЙ ГОРЫ

(Окончание.)

2) Вадопедский монастырь.

Главный храм в нем Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь сия выстроена Феодосием Великим в следствие чудесного спасения при берегах Святой горы сына его, отрока Аркадия, провожавшего на римский престол брата своего Онория. Сей последний прислал из Рима, кроме других сокровищ, для украшения храма сего четыре столпа, которые ныне поддерживают все внутреннее своды и тягости огромного купола. Никто доселе не знает, из какого метала или камня составлены чудесные столпы сии: многие считают их литыми, а другие составленными из различных драгоценных камней. Греки всячески [138] стараются скрывать достоинство их от турок, дабы не возбудить их корыстолюбия. Во многих местах внутренность церкви украшена древними мозаическими изображениями. На алтаре находятся две чудотворные иконы Божьей Матери.

Император Аркадий определил грамотой на Вадопедскую обитель ежегодно по 12 литр золота, и 70 литр серебра, и сия воля его исполнялась во все царствие греческих императоров. Здесь хранится также чаша, подаренная Мануилом Палеологом, и известная своей целебностью, от яду и всякой желудочной боли, которая проходит тотчас, коль скоро напьешься из нее воды. Судя по пестрому виду ее, можно полагать, что она составлена из разных целительных минералов. Библиотека монастырская богата книгами, рукописями и грамотами. В числе редкостей полагаются две книги толкований Cв. Иоанна Златоуста, писанные царем Иоанном Кантакузиным, который постригся в сем монастыре. [139]

Вне ограды построено принадлежащее к монастырю сему огромное училище. Оно воздвигнуто по убеждению патриарха греческими князьями, находившимися в Константинополе, в то время, как подвизались на поприще учености Преосвященные Феотокий и Евгений. Под эгидом сих мудрых мужей училище сие было в величайшей славе, и они успели передать правила свои и гений многим великим Святителям. Нам известен Преосвященный Экзарх Гавриил митрополит Кишиневский и Хотинский, который был учеником Евгения; равномерно и славный в Российской Церковной истории Максим Грек вызван был из сего монастыря. Неизвестно, почему достохвальное заведение сие ныне в упадке.

Кроме сего монастырь имеет корабельную пристань, почитаемую самою лучшею во всей Афонской горе, и самый большой и богатой фруктами сад.

3) Ивирь — так называется потому, что прежде всего жили на сем месте три монаха Грузинца Царского рода: Иоанн, [140] Евфимий и Георгий. Скоро приняли они к себе в братство великого грузинского полководца Торникия, знаменитого и в самой Греции своими воинскими доблестями. По смерти императора Романа, супруга его, угрожаемая со стороны персов, послала грамоту в Афонскую гору, с просьбой к Святому Афанасию, начальствовавшему тогда в Лавре, прислать в Константинополь вождя Торникия. Убедясь доводами царицы, Торникий отправился в Византию, тотчас принял начальство над греческими войсками, и победил персов. — Ему предложены были важные награждения, но он просил единственно щедрот для обители своей, а потому и посланы от царицы для постройки великолепного монастыря три князя со златом и серебром. Они назвали монастырь Успенским, которое название продолжалось до царствования Феофана Иконоборца. В честь обители сей и в отечестве нашем выстроен патриархом Никоном монастырь на озере в Вологодской губернии. Равномерно каждые три года посылается отсюда [141] архимандрит с иеромонахами в Московский Николаевский монастырь на смену другого, который возвращается в здешнюю обитель.

В монастыре сем есть большая древняя библиотека. Кроме редких книг хранится в ней великое множество рукописей на пергаменте и бумаге. В числе сем находится грамота царя Алексия Михайловича, которая свидетельствует о приношениях Николаевского Московского монастыря чудотворной иконе Иверской Божьей Матери.

По сим сношениям монастырь сей всего более обогатился от России, как серебряными утварями, так и священными иконами. Здесь находится одно Евангелие чрезвычайной величины и тяжести, так что два человека с трудом могут носить его. В западной стене почиют останки вышеупомянутых трех основателей обители сея. Внутри церковь устлана разноцветными дорогими мраморами.

На морском берегу монастырь имеет свою корабельную пристань и арсенал. В [142] сем последнем хранятся монастырские суда, как те, на которых перевозят хлеб из Македонии, так и лодки для рыболовства. С острова Лемноса ежегодно приходят к сей пристани одно, а иногда и два судна с поклонниками к храмовому сего монастыре празднику, т. е. ко дню Успения Пресвятой Богородицы, которые встречаются и провожаемы бывают чрез обширный луг, простирающийся от берега до монастыря с величайшей церемонией, весьма любопытной во многих отношениях.

Главный доход монастырей Святой горы состоит из вкладов, приносимых богомольцами и из милостынь, за которыми беспрестанно отправляются отсюда монахи (таксидиоты) в разные земли греческого исповедания. Ни один из них не возвращается прежде нежели соберет до 50 и более поклонников. Когда таксидиот приближается к своему монастырю, то наперед дает знать о себе и о том, сколько поклонников ведет с собою. При сем известии все монахи собираются в церковь, священник облачается в ризы, а дьякон в стихарь, [143] и выходят таким образом собором на встречу пришельцев за ворота монастырские при звоне во все колокола. Таксидиот первый прикладывается иконе, а за ним и все поклонники; потом идут в церковь, где также прикладываются ко всем иконам. Из церкви принимает их в гостиницу, и успокаивают, как можно лучше, На другой день приводят к ним эпитроп, проигумны, игумен и эклесиярх, приносит Синодик, т. е. памятник, поздравляют их с благополучным прибытием, и раскрывают его. Во-первых списывает в него таксидиот себя и имена отсутствующих, кои поручили ему записать себя, и кладет на стол из собранных им денег столько, сколько рассудит. После него богомольцы, один за другим, вписывают свои имена и родственников своих и также кладут на стол посильную сумму. Если кто из них даст 500 левов и более, то его ведут в церковь, надевают на него архиерейскую мантию, дают в руки посох, и в сем одеянии прикладывается он к иконам, с [144] сих пор называется уже он на всю жизнь свою эпитропом того монастыря. После сего дают гостям отдыху три дня, по прошествии коих седлают им лошадей, и прежний таксидиот провожает их по всем монастырям Афонской горы. Во всяком монастыре встречают их, за врагами всем собором при звоне колоколов, но без иконы. Везде прикладываются они к образам и записывают в памятник имена свои прежним порядком, кладя что-нибудь вкладу. Таким образом обойдя Святую гору, возвращаются они в свой монастырь. Таксидиот за труды, понесенные в пользу обители, делается ее игуменом, если еще он не проигумен. Надобно заметить, что проигуменом называется смененный игумен, которое достоинство остается ему навсегда, а игуменом только до тех пор пока другой с таксиди или путешествия придет на сие место, Случаемся, что в одну неделю переменяются два игумена. Таким образом проигумны посылаются несколько раз в таксиди, доколе силы и здоровье им позволяют, [145] иначе не имели бы монастыри возможности выплачивать турками подати.

5) Хилиндар. — Большой сербский монастырь, в котором теперь живут и управляют болгары. Он выстроен сербским царем Стефаном, бывшим после монахом и епископом под именем Саввы. В обители сей главный храм Введения Пресвятой Богородицы. По длине своей разделен он на четыре предела, возвышающихся один над другим тремя ступенями; главный же предел вымощен мозаикой из разноцветных мраморов; иконостасы в церкви вырезаны все из кипарисного дерева. Главное сокровище сея обители составляет большой креста из животворящего древа. Сами мусульмане соседственных городов и деревень исповедуют его чудотворную силу: всякой раз, как между ими явится чума, посылают в Хилиндарскую обитель за крестом сим, и просят окропить им зараженные места.

Монастырь сей богат также серебряной утварью, привезенной из России, ибо прежде часто из монастыри сего езжали [146] архимандриты за милостыней; сверх того они имели и подворье в Москве, пожалованное им царем Иваном Васильевичем, и до сей поры держат они довольно значащую сумму в Московском Воспитательном доме, с которого получаются ежегодно проценты.

В церкви с правой стороны за крылосом в стене находится каменный гроб, в коем почивали моща преподобного Саввы, бывшего царя сербского. Здесь всякой может видеть весьма чудную вещь! В гробе выросла виноградная лоза, и прорезавши церковную фундаментную стену или цоколь, поднялась снаружи столь высоко, что принуждены были сделать к ней подставки. Ежегодно производит лоза сия великое множество вкуснейшего винограда, который собирается по уставу церковному в день Преображения Господня и освящается в церкви. Монастырь сей есть первый от перешейка, и потому, для безопасности от разбойников, он укреплен лучше других, и запасается всегда водою, для чего сделана посреди его весьма глубокая цитерна. За [147] оградой принадлежит сей обители прекрасная роща кипарисов, лимонных, меранцевых и апельсинных деревьев.

Неподалеку от монастыря, у самой границы его, есть место, называемое Megalivigra, на котором видны остатки высокой каменной башни, выстроенной, как предание говорит, одной сербской царицей, которая имела величайшее желание увидеть Афонскую гору, но не могла — по закону, коим воспрещен туда вход женам. Со всем тем прибавляет предание, что всякий раз, когда всходила она на сей столп — непроницаемый туман закрывал от глаз ее Святую гору, и намерение ее осталось тщетным.

Служба в монастыре сем отправляется по славянским книгам, и большая часть монахов русские.

4) Зограф. — Сей монастырь есть болгарский и основан первоначально в царствование Льва Премудрого тремя братьями царского рода. Святая жизнь созидателей сея обуглели и чудеса от нерукотворной иконы Великомученика Георгия, побудили [148] императора Льва посетить ее. После сего, из благоговения к Святой иконе и почтения к подвижникам ее, выстроил он на сем месте большой монастырь к снабдил его всем потребным, истинно по-царски. В последствии обитель сия истреблена была огнем, которому предали ее морские разбойники. В шестнадцатом столетии возобновлена она молдавским воеводой Стефаном. Здесь, так как в Хилиндаре, правило церковное производится по российским книгам, но чиноположение нисколько разнится.

5) Ксиропотам. (Во 2 номере “С. О.” ошибкой напечатано: Кеиропотам) — Монастырь, по названию, древний, но по построению самый новейший, ибо воздвигнут в шестнадцатом столетии султаном Селимом.

Первоначально обитель сия основана царицей Пульхерией, во имя сорока мучеников. По разорении ее морскими разбойниками, вторично сооружена она была императором Романом, который на освящение собора приезжал сам из Константинополя с [149] патриархом. В тринадцатом столетии, когда Михаил Палеолог соединился с Папой, монахи монастыря сего показали некоторое малодушие и робость при угрозах папистов. Конечно, в наказание всегда после того обитель сия была разрушаема разбойниками и пожарами, и оставалась по большой части пустой. Наконец, в 16-ом столетии, султан Селим, во время войны в Египте, убедясь многими чудесными видениями, прекрасно выстроил монастырь сей и повелел, чтоб пред мощами сорока мучеников, горело неугасаемо сорок ламп, утвердив для сего достаточные доходы к земли столько, сколько можно видеть вокруг из монастыря во все стороны. Грамота султана сего хранится доныне в монастыре.

Не смотря на частые разрушения, многие редкости, приносимые в дар помазанными Главами, уцелели; в том числе жезл Моисеев, мозаическая икона, вынесенная из Софийской Константинопольской церкви, и небольшая чаша составленная из [150] драгоценных камней, внутри коей изображено Ангелами совершаемое служение литургии.

Монастырь сей построен над морем, на высоком кремнистом холме, и имеет прекрасную пристань.

Прочие монастыри также примечательны по многим происшествиям, более или менее важным. На самой вершине горы находится церковь Святого Петра, выстроенная над пещерой, в коей он жил. По нестерпимой стуже никто не может жить там, кроме самых строгих пустынников; в день же его праздника ходят туда отправлять молебствие.

Между монастырями Вадопедом и Пандократором есть ужасный утес, навислый на самое море, Под ним жил многие годы русский пустынник Арсений. Он перешел сюда из вышесказанной пещеры, ибо многие ревнуя ему, подвергались там болезням от чрезмерного холоду.

Вообще всех монахов на Святой горе можно положить до шести тысяч, и сверх того много есть светских людей, кои содержат лавки или занимаются другими [151] промыслами. Русских же монахов более ста человек.

Прежде монахи имели большие владения на островах Ибро и Самандраки, по ныне турками они отняты. К числу имений монастырских принадлежит мельница, построенная на реке, с шумом текущей почти с самой вершины горы, мимо монастыря Св. Павла. Виноград растет здесь в изобилии, и самого лучшего свойства. Его разводят на площадках, которые делаются с большими трудами на покатости горы.

На Афинской горе растет также дерево называемое Арий, отменной густоты и крепости; лист его походит на ракитной, но только с зубцами, а плоды он приносит похожие на дубовые желуди. Его нельзя рубить простыми топорами, и продают его на вес. В Египте лес сей в большом уважении, и покупается для варения пищи дорогой ценой.

Здесь монашествуют четырьмя различными образами: 1) в монастырях, где трапеза общая, 2) в скитах (Скит значит церковь и при ней несколько келий), в коих [152] живут монахи сами собою, 3) по келиям (церковь и при ней две иди три келии) в коих монахи живут обще, так что у них церковь, одежда и пища общая, повинуются одному или один другому. 4) По колибам (келия без церквей) где живут монахи отдельно и беседуют с одним Богом.

К числу достопамятностей Афонской горы можно причислить двух старцев с необыкновенно большими бородами: 1) Мефодий; —у него борода так длинна, что он обыкновенно обертывает ее в белый платок и обвивает три раза вкруг шеи — когда же распускает, то она на четверть лежит по земле. а) Начальник монастыря Григорията. Борода у него ниже колена, и он для легкости завивает ее в клубок и так носит.

Теперь опишу некоторые здешних церковные церемонии и обычаи, отличные от наших.

Литургия божественная без всякой перемены, кроме того, что на оба крылоса поют по стихам изобразительные. На [153] заутрени в праздничные дни после благословения хлебов во время звона к службе продолжается чтение деяний Апостольских к все свечи в церкви бывают погашены, кроме той только, которая в руках у чтеца, и пред двумя иконами Спасителя и Богоматери едва мелькает в лампах синий огонек. По окончании благовеста чтец перестает читать, тушит свечку к в церкви делается совершенная темнота. Потом начинает игумен, стоя на своем месте, читать наизусть шестопсалмие. Мрачность и тишина, едва прерываемая слабым голосом игумна, вливают какое-то чувство страха и благоговения, но по окончании сего, вдруг начинают петь аллилуйя, и зажигают с поспешностью все свечи, от чего по сердцу и жилам (так изъясняется почтенный отец Иоанникий) разливается необыкновенная радость. Во время Христова и храмового праздников, игумен монастыря уже не управляет и в церкви на своем месте не стоит, но почесть сия поручается игумну другого монастыря, как например в [154] Хиландарском монастыре начальствует игумен Вадопедского, а в Вадопеде наоборот Хиландарский и так далее. Сия власть переменных игумнов продолжается только два дня, т. е. день праздника и второй, называемый ктиторей. В первый день обыкновенно угощаются гости, во второй же по отправлении панихиды за упокой умершей братии, бывает угощение трапезой своих. Утреня начинается с вечера при закате солнца, а оканчивается с его восхождением. Сие бывает только в храмовые праздники, в обыкновенные же продолжается она 5 часов, а в простые дни три часа. При начатии утрени первый псалом: благослови душе моя, Господи, по обычаю греческому, поется целый час. По стольку же два следующие; канон и славословие. В храмовые праздники канон поет сам Игумен. Он все время служения вечерни и обедни стоит в церкви в мантии архиерейской с скрижалями и источниками (Скрижалями называются четвероугольные нашивки на архиерейской мантии на груди и внизу на углах подола, а источниками две широкие полосы вдоль мантии) [155] и с посохом в руках. После обедни идут прямо из церкви в трапезу, игумен в мантии с посохом, священник в фелоне с иконой храмовой, а дьякон в стихаре — пред ними несут два канделябра с зажженными свечами. В трапезе икона кладется на налой, священник и дьякон разоблачаются, а игумен обедает в мантии. После трапезы бывает трисвятие, (возвышение панагии). По окончании сего порядком идут в церковь с пением тропаря храмового. Уставщиков в здешних монастырях не бывает, а управляет, как в алтаре, так и по крылосу эклесирх (начальник церкви). Сам он не читает и не поет, а наблюдает только, что следует петь и читать.

Весь год в большом храме отправляется литургия, выключая все субботы, кроме великой, в которой поется заупокойная в гробничной церкви. При сем должно упомянуть об обыкновении, господствующем на Афонской горе: выкапывать через три года тела умерших, кости их омывать белым вином и складывать [156] в одно место, над коим построена церковь. Во всех монастырях пекут хлебы только по субботам, и в сей день в утрени служащий священник идет с кадилом в пекарню и освящает ее приличными молитвами.

Посвящение в игумны также отлично от нашего.

____________________________________

Слыша ужасные рассказы о притеснениях, делаемых турками святой вере, монастырям и поклонникам, особливо Иерусалимским, где часто монахи принуждены бывают закладывать жидам святые чащи и утвари церковные, дабы удовлетворять жадности и корыстолюбию Пашей, где усердие христианских богомольцев находится в беспрерывной опасности от наглости магометан— каждый истинный сын Церкви пожелает во глубине сердца, чтоб Российские Монархи, возвеличенные благочестием и любовью к православной вере Христовой, при будущих мирных договорах с Портой, заключаемых после походов грозных и знаменитых для российского, свыше [157] благословляемого оружия — предписали гордым мусульманам строгие законы в пользу благочестивых обитателей и посетителей святых мест, стонущих под игом магоменатским.

Пав. П. Свиньин

Текст воспроизведен по изданию: Описание Афонской или Святой горы // Сын отечества, Часть 34. № 4. 1817

© текст - Свиньин П.  П. 1817
© сетевая версия - Трофимов С. 2008
© OCR - Трофимов С. 2008
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Сын отечества. 1817