Слово за Сербов

1808.

Протоиерей Андрей Афанасьевич Самборский, бывший нашим священником в Лондоне, при посольской церкви, потом законоучителем великих князей Александра и Константина Павловичей, наконец, духовником великой княгини Александры Павловны, по вступлении ее в брак с эрцгерцогом палатином венгерским, 21-го июня 1808 г., из Харькова написал императору Александру Павловичу собственноручное письмо, в котором доносил его величеству, что вселюбезнейшая сестра его величества, Александра Павловна «возродила в единоверных нам Сербах доблестный дух ко избавлению правоверия от тяжкого магометанского ига. По богоугодному ее завещанию и по преселению ее в вечность, оставила исполнение сего происшествия» своему брату, императору Александру I-му.

В виду нынешних событий в Сербии и Черногории, мы приводим письмо Самборского в подлиннике, как доказательство давнего сочувствия единоверным Сербам со стороны Русского Царствующего Дома.

«Ваше Императорское Величество, Всемилостивейший Государь!

«Образ моих мыслей и деяний есть В. И. В. совершенно известен. Как прежде, так и ныне, то только время почитал я употребленным в пользу, которое посвящено на служение Богу и Божиему Помазаннику. Не я один, но все благочестивые люди веруют и утверждают, что непостижимые Божии судьбы вам, благочестивейший обладатель всех нам единоверных, рассеянных по вселенной, предопределили избавление и спасение от жесточайшего долговременного порабощения и мучения. Дух и приверженность ко всероссийскому престолу единоверных — мне весьма известны, о чем я уже имел счастие доносить с подобающим благоговением В. И. В. Вселюбезнейшая ваша сестра, во время своего пребывания в Венгрии, бессмертная Александра возродила в единоверных Сербах доблестный дух ко избавлению правоверия от тяжкого ига магометанского. [628] По богоугодному ее завещанию, и мне известному, и по преселении своем в вечность, оставила она исполнение сего наиважнейшего в свете происшествия вам, благочестивейший Самодержец. Сам всемогущий Обладатель и Творец всех земнородных да благопоспешествует вашим богоугодным подвигам, — есть всеобщая молитва и надежда. Созерцая в таком виде и душевно чувствуя всю важность всех обязательств, я бы соделал грех вопиющий к небесам, естьли-бы дерзнул уклониться от сего священного служения. Дарованное мне вами. Всемилостивейший Государь, время для поправления моего здравия укрепило мои телесные силы так, что я есмь готов поспешить пасть к стопам В. И. В. и со всевозможною рев-постию исполнить то, что есть благоугодно Богу, правоверному Божиему Помазаннику, и спасительно единоверным Сербам. Ничего мне более не осталось желать и просить у Вашего Императорского Величества, как только всевысочайшего вашего благоизволения, дабы я сим богоугодным служением мог запечатлеть остатки моей жизни. Во всем препоручая себя вашей высочайшей воле и паки реку: готов есмь повиноватися оной и с наиглубочайшим почтением и всесовершенною преданностию пребуду до последнего дыхания, верноподданный, всеусерднейший богомолец Андрей Самборский».

1808 года июня 21-го.
Харьков.

Текст воспроизведен по изданию: Слово за Сербов. 1808 // Русская старина, № 11. 1876

© текст - Семевский М. И. 1876
© сетевая версия - Тhietmar. 2018

© OCR - Андреев-Попович И. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1876