К истории наших сношений с Черной Горой в начале XIX столетия.

(Три письма черногорского митрополита Петра I Петровича Негоша).

В XXXI книге «Споменика» Сербской Королевской Академии (1898 г.) г. Мирко Драгович сообщил под заглавием: «Прилози за истори у Црне Горе и Боке Которске почетком XIX стольетиjа» (стр. 95–127) ряд документов из петербургского Государственного Архива, касающихся главным образом сношений Черной Горы с Россией в начале XIX ст. В числе этих документов имеется составленный, очевидно, в министерстве иностранных дел, для доклада имп. Александру I, свод содержания тех писем, с которыми прибыл в Россию черногорский архимандрит Симеон Ивкович, посланный митрополитом Петром I Петровичем Негошем с следующей миссиею. Архимандрит должен был изложить императору Александру I «единодушное желание митрополита черногорского и всех народов того края, православную веру исповедующих»: 1) чтобы по низложении всемирного врага (Наполеона) соединить воедино провинции: а) Черногорскую с присовокуплением к ней трех городов албанских: Подгорицы, Спужа и Жабляка; б) Боку ди Катаро; в) Герцеговину; г) Рагузу и д) Далмацию. 2) Соединение сие, – по заявлению первого письма, врученного Ивковичу, – утвердить на вечные времена одним общим наименованием сих областей Славено-сербского царства. 3) Присоединить титул Славено-сербского царя к августейшему титулу Императора Всероссийского. 4) Для управления сим царством назначить президента из природных [240] Россиян. 5) Общее желание народа, чтобы вице-президен- том и товарищем управляющего наименовать черногорского митрополита и по примеру митрополита Карловицкого, что в Венгрии, украсить его титулом князя Российского и чином действительного тайного советника. 6) Столицею сего царства и местопребыванием президента и вице-президента назначить Рагузу, яко средоточие пяти областей. 7) В митрополии Славено-сербского царства под нынешним митрополитом постановить трех архиереев: в Далмации в городе Заре; в Герцеговине в городе Требинье и в Катаро, который будет наместником митрополита. 8) В сих трех городах учредить по одной семинарии или школе. В заключение же народы сии желают сохранить на вечные времена свою веру и вольность под покровительством Российского престола.

Во втором письме, по особому поручению от митрополита, Ивкович представлял «о многих трудах и усердии и честности статского советника Санковского» 1 Митрополит просил о нем, чтобы «до нового в том крае учреждения» он был оставлен полномочным Его Величества, а в награду ему испрашивал чин камергера и орден св. Владимира. Тут же представлялись к наградам и другие лица. Из высочайше утвержденного в Бартенштейне 3 мая 1807 г. рапорта министра иностранных дел имп. Александру I мы видим, что первое представление черногорского владыки не встретило сочувствия со стороны нашей дипломатии. «Так как обстоятельства не дозволяют еще заняться устроением того края, – докладывал министр, – то я по предмету сему заготовил ответное от себя письмо к черногорскому митрополиту», очевидно, отвергавшее обширные проекты владыки. Менее затруднительным представлялось исполнение ходатайства владыки о награждении разных лиц, и оно было удовлетворено в широкой мере, при чем самому архимандриту Ивковичу пожалован был украшенный алмазом крест св. Анны 2-ой степени и, сверх того, ему вместе с братом выдано было 500 червонцев.

Отправляя Ивковича в Петербург, митрополит черногорский снабдил его следующими рекомендательными письмами к министру иностранных дел кн. Адаму Чарторыйскому 2. [241]


I.

Сиятелнейший князь,

Милостивый Государь! Адам Адамович,

Вашему Сиятелству за явленное мне и народу пастирству моему вверенному усерднейшее ходатайство и благожелание, остаемся обязаны на веки чувствительнейшею признательностию, и всенижайше прошу ваше сиятелство и впредь не оставте о благоденствии сих народов ходатайствовать у всемилостивейшего Государя Императора всероссийского, вашего сиятелства ходатайство и посредство весьма нам нужно, без коего мы усовершенствованы быть не можем, так же всепокорнейше прошу ваше сиятелство будто добрый ходатай и архимандриту Ивковичу.

Имею честь быть с глубочайшим высокопочитанием по век мой.

Милостиваго Государя

Вашего Сиятелства

всепокорнейший слуга

Кастелновои
7-го октября 1806-го.
3

(подписано:) Черногорский Митрополит
Петр Петрович Негош

II.

Сиятелнейший князь,

Милостивый Государь! Адам Адамович,

Вашему Сиятелству довольно известно изрядные заслуги Господ вице-адмирала Синявина и Санковского здесь по всем им препорученностям оказанные высочайшему нашему двору. Я при сему прилагаю по надписи на всевысочайшее имя Государю Император пакет, под окрытою печатью, всепокорнейше прошу ваше сиятельство яко доброго нашего ходатая оной поднесть Государю Императору, и в пользу обеих сих велмож не оставте ваше благоприятное ходатайство употребить. Я истинно почту как бы мне самому сие благожелаемое удовольствие учинили, равно и народ пастирству моему вверенный чувствителнейшею вовек благодарностию пребудет, а сие удовлетворение заслуженных особ послужит к пользе дальнейшего нашего предмета.

Есмь с глубочайшим высокопочитанием по век мой

Милостивого Государя, вашего сиятельства

всепокорнейший слуга

Кастельновой
24-го Октября 1806-го.

(подписано:) Черногорски Митрополит
Петр Петрович Негош

III.

Сиятелнейший князь,

Милостивый Государь! Адам Адамович,

Осмеливаюсь яко высокому нашему ходатаю вашему сиятелству рекомендовать Симеона архимандрита Ивковича. Он по всеверно преданнейшей его приверженности к высочайшему престолу всероссийскому, [242] может ваше сиятелство о всем нужном уведомить, и по существующим в нем добрым талантам, и хорошим качествам, и посему что и народ к нему весьма привязан, может своему отечеству и интересам высочайшего нашего двора быть очинь полезен, всепокорнейше прошу ваше сиятелство по делам отечества его касающимся будте ему Ивковичу сиятелнейший князь добрый ходатай.

Имею честь быть с глубочайшим высокопочитанием по век

Милостивого Государя,

вашего сиятелства

всепокорнейший слуга

В Катаре
6-го марта 1807-го.

(подписано:) Митрополит Черногорский
Петр Петрович Негош.

На последнее письмо кн. Чарторыйским заготовлен был следующий ответ:

Преосвященнейший Митрополит,

Милостивый Архипастырь.

Письмо Вашего Высокопреосвященства из Катаро от 6-го марта я имел честь получить чрез преподобного отца архимандрита Симеона Ивковича, и благодарю Вас, Милостивый Архипастырь, за столь приятное мне благорасположение ваше и за доставление свидания с столь почтенным и достойным служителем Церкви и Отечества как Г. Ивкович. Я с удовольствием желаю содействовать с моей стороны всеми способами от меня зависящими к совершению желаний ваших и к успеху общего дела вами столь достославно защищаемого и непремину по возможности моей споспешествовать намерениям вашим стремящимся к пользе и славе России и единоверных ей братий. Прошу Вас продолжать ко мне ваше доброе расположение и верить, что я всегда пребуду с отличным уважением,

Милостивый Архипастырь,

Вашего Высокопреосвященства

всепокорным слугою –

Гл. квартира Бартенштейн.
мая – дня 1807.

(Черновик без подписи).

Сообщил В. А. Францев.


Комментарии

1. Стефан Санковский отправлен был Александром I в Черную Гору в качестве уполномоченного при владыке Петре. См. П.А. Ровинского, Черногория, т. I, стр. 757; K. Jirecka, Poselstvi Republiky Dubrovnicke k cisarovne Katerine II, v letech 1771–1775, Praha, 1893, str. 80.

2. Письма эти хранятся в библиотеке Музея кн. Чарторыйских в Кракове, рукоп. № 5462.

3. То же самое письмо имеется в другом экземпляре, помеченном 8-ым октября 1806 года.

Текст воспроизведен по изданию: К истории наших сношений с Черной Горой в начале XIX столетия. (Три письма черногорского митрополита Петра I Петровича Негоша) // Русская старина, № 1. 1908

© текст - Францев В. А. 1908
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
© OCR - Андреев-Попович И. 2017
© Русская старина. 1908