Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 64

Депеша А. А. Прозоровского Н. П. Румянцеву об отрицательном отношении сербов к Австрии и об отправке им денег и оружия

№ 530

30 апреля 1809 г. В лагере под Браиловым

М[илостивый] г[осударь] мой Николай Петрович! С прибывшим 22-го числа сего месяца нарочным имел я честь получить между прочими депешу вашего сия[тельст]ва от 10 апреля, содержание коей относится главнейше до сербских дел 1. Вследствие объявленной Вами мне высочайшей государя императора воли не преминул я без замедления написать и отправить к верховному вождю и к Правительствующему совету сербскому отношение, с коего следует здесь копия 2.

Что принадлежит до стараний австрийского двора приобресть доверенность сербов, о чем ваше сият[ельст]во упоминаете в вышереченной [78] депеше, то признаюсь Вам, м[илостивый] г[осударь] мой, что я крайне сомневаюсь, чтобы они действительно существовали 3. В подтверждение-какового заключения моего может служить то, что по всей границе австрийской не только к Молдавии и Валахии, но и к Сербии не оставлено вовсе никакого войска и находится только самое малое число инвалидов или рекрут на инвалидном положении единственно для самонужнейших внутренних караулов, что подробнее усмотреть изволите из сообщаемых вашему сият[ельст]ву при другой моей депеше известий из Австрии, мною полученных. Но если бы австрийский двор действительно какими-либо подспудными способами старался склонить к себе сербов, то никоим образом не могу я помыслить о том, чтобы старания сии имели желаемый успех, ибо отвращение сербов к австрийскому правительству столь велико,, что они никогда не выпускают из виду при удобном случае взбунтовать австрийских сербов противу верховной их власти и сделать их подобно себе независимыми, а весьма удалены от того, чтобы себя подвергнуть такому же игу, которому подлежат помянутые соотечественники их и положение коих им весьма подробно известно. Нация сербская вся и от всей души привержена к России как по единоплемению, так и по единозаконию, и естьли кто-либо из сербов входит в переговоры с австрийцами, то, конечно, только некоторые из старейшин, кои приступают к тому из каких-либо, личных видов корысти или же, дабы минутно воспользоваться пособиями Австрии, но в твердом предположении никогда не подчинять себя владычеству Австрии.

Невзирая на все таковые рассуждения, предписал я действительному статскому советнику Родофиникину 4, чтобы он всевозможные употребил усилия, дабы потаенным образом открыть, в чем состоит старание австрийского двора и кто из сербов в том содействует, и также, буде в сербах действительно обнаруживается какая-либо к нам остуда, то стараться ему узнать, что могло подать к тому повод, и меня о всем том известить. Я ж не оставлю довести до сведения вашего сиятельства все те известия, которые по сему предмету от него получу.

Равномерно препоручил я Константину Константиновичу, чтобы он сколь возможно более оживлял надежду сербов и совершенно уверил их в участии, принимаемом государем императором нашим в будущем их жребий и благоденствии.

Из отношения моего от 23 апреля под № 488 5 ваше снят [ельст]во убедились в крайнем недостатке, претерпеваемом сербами в деньгах. По сему обстоятельству решился я отправить к верховному вождю Черному Георгию Петровичу к доставленным к нему пред сим 3000 червонным еще 3 тысячи же червонных. Но справедливость поставляет мне долгом сказать Вам, м[илостивый] г[осударь] мой, что и сия помощь весьма умеренна, ежели принять в надлежащее уважение многочисленные надобности народа сербского и намерение его собрать все свои силы для деятельнейшего содействования с нами противу турок. Но я с своей стороны не могу уделить более из экстраординарной суммы, в распоряжении моем состоящей, дабы не причинить недостатка на другие необходимые расходы.

По учиненной мне неоднократно от сербов просьбе отправил я к ним из Тираспольского арсенала сверх прежних 5 тысяч еще 1350 ружей, кои находятся уже по пути к Крайову и в непродолжительном времени им сданы будут.

Доводя все сие до сведения вашего сиятельства и покорнейше Вас прося всеподданнейше об оном донести государю императору, с истинным вашего сият[ельст]ва...

ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 394, ч. 5, л. 304—303. Отпуск.


Комментарии

1 См. док. № 60.

2 См. док. № 63.

3 Прозоровский в данном случае был не прав. Несмотря на свою слабость и начавшуюся войну с наполеоновской Францией, венский двор не оставлял намерений привлечь на свою сторону руководителей сербских повстанцев, и в первую очередь Карагеоргия. Как раз в апреле 1809 г. состоялся обмен письмами между Карагеоргием и бароном Й. Симбшеном — начальником Славонско-Сремской границы. Тогда же пограничным властям было дано указание всячески добиваться привлечения сербского народа на сторону Австрии (см.: Ивиh А. Списи бечких архива..., кнь. VI. Београд, 1965, с. 135 и след.).

4 Имеется в виду предписание А. А. Прозоровского К. К. Родофиникину от 26 апреля 1809 г. (ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 2923, л. 108). О его содержании см.: ВПР, т. V, прим. 36, с. 654.

5 В депеше описывалось положение в Сербии и сообщалось об отзыве из страны Бей Новокрещеного из-за различных обвинений, выдвинутых против него К. К. Родо-финикиным; излагалась просьба сербов о помощи (АВПР, ф. Канцелярия, 1809 г., д. 1928, л. 693—695).