Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 55

Письмо А. А. Прозоровского Карагеоргию о возможном возобновлении военных действий с Портой и направлении сербам ружей и денежных сумм

7 марта 1809 г.

Милостивый государь мой Георгий Петрович! С присланными от Вас и от Совета народа сербского депутатами объяснялся я подробно относительно мыслей и расположения их к определению будущего жребия Сербии, но, заметив, что г. Югович неоднократно переменял мнение свое и подавал вид, будто моих объяснений не разумеет, решился я для предупреждения всяких недоразумений вследствие последней бумаги, мне от г. г. депутатов поданной, дать им письменное на все статьи объяснение, поручив им довести оное до сведения Вашего и Совета народа сербского 1. Я сделал сие невзирая на то, что по причине обнаружившихся ныне новых обстоятельств не было бы никакой особенной надобности входить теперь в дальнейшие объяснения. Ибо его и[мператорское] в[еличест]во, не доволен будучи, что Порта Оттоманская, отправляя полномочных своих на конгресс в Яссы, в то же время заключила мир с англичанами, неприятелями России, высочайше повелеть мне соизволил требовать от Порты, дабы она выслала английского полномочного и чрез 2 дни отправила бы моего нарочного обратно с ответом, требованию тому совершенно [69] удовлетворяющим. До того же времени не должен я начинать конгресса и никаких предложений к миру не делать и не принимать 2. Когда же ответ не будет удовлетворителен, тогда имею я начать военные действия. Нет почти сомнения, что Порта на исполнение помянутого требования его и[мператорского] в[еличест]ва не согласится и что потому война неизбежна. Для сего, ожидая в конце текущего месяца возвращения посланного мною в Константинополь курьера, перевожу я войска вверенной мне армии из обширных зимних в стесненные кантонир-квартиры, дабы тотчас по получении первого известия о несоглашении Порты на вышеописанное требование начать нимало не медля военные действия 3.

Я обязанностию моею поставил уведомить Вас, милостивый государе мой, заблаговременно о сих обстоятельствах, дабы Вы обще с Советом и народом сербским могли поспешить сделать все нужные распоряжения и приготовления к начатию также со стороны Вашей по получении первого извещения моего военных действий противу турков, в соответственности действий вверенной моему предводительству армии всеавгустейшего моего монарха, великого покровителя Вашего и народа сербского. Но до получения о том моего извещения прошу Вас ни к каким неприятельским действиям противу турков не приступать, поелику сие было бы совершенно противно выгодам и интересам Вашим, а не менее того противоборствовало бы также расположениям всемилостивейшего государя моего.

Зная, что для воинских предприятий и нужных к тому приготовлений будете Вы иметь надобность в деньгах, отправляю я теперь на первый случай 30 тысяч пиастров к г. действительному статскому советнику Родофиникину для употребления на помянутую надобность, впоследствии же времени буду я стараться на надобности во время войны доставлять Вам еще денег по мере возможности. Что принадлежит до ружей, то сверх полученных Вами уже от меня 5 тысяч намерен я отправить к г. генерал-майору Исаеву в Крайово для передачи к Вам еще слишком тысячу ружей, коль скоро только дорога несколько поисправится и перевозка будет способна. Я бы охотно доставил Вам еще большее число ружей, но нахожусь в необходимости остающийся у меня запас сохранить на надобности предводительствуемой мною армии.

В настоящем положении дел России с Портою, когда конгресса быть уже не может, почел я дальнейшее пребывание здесь господ депутатов напрасным, а советовал им возвратиться к Вам. Но когда бы конгресс по каким-либо обстоятельствам мог иметь место, тогда отнесусь я опять тотчас к Вам, милостивый государь мой, о присылке депутатов. Естьли же Вы признаете нужным, то благоволите прислать ко мне из чиновников Ваших одного благоразумного и честных правил человека для нахождения навсегда при мне. Я с своей стороны нахожу сие весьма полезным, поелику чрез него буду я сноситься с Вами обо всех до Сербии касающихся обстоятельствах, и он же будет в состоянии уведомлять Вас о действиях предводительствуемой мною армии.

По причине случающихся болезненных припадков г. действительного статского советника Родофиникина всеподданнейше представлял я государю императору о назначении к нему помощника, который бы во время болезни его отправлял также его должность, и на основании последовавшего на то высокомонаршего соизволения его и[мператорского] в[еличест]ва отправляю к Вам в сие звание подносителя сего письма моего, г. надворного советника Недобу, которого и прошу Вас принять в Вашу любовь и удостоивать его Вашей доверенности. Он чрез немалое число лет был употреблен по делам в краях здешних, как-то в Молдавии, Валахия, Морее, Корфу и пр. я везде обнаруживал отличное усердие к пользе и [70] успехам вверенного ему дела, а потому и не сомневаюсь, что он также в сем новом посте потщится всеми силами содействовать к предположенной всемилостивейшим государем моим цели — истинному блаженству народа сербского — и употребит все старания снискать себе доброе к нему расположение Ваше. Я поручил ему между прочим к письменному объяснению, данному от меня г. г. депутатам сербским, в откровенных с Вами, милостивый государь мой, изъяснениях дополнить то, чего я на бумаге по многим причинам описать не мог, а потому и прошу Вас словам его дать полную веру.

Засим молю бога о благополучии Вашем и всего народа сербского и пребываю навсегда с истинным почтением Ваш, милостивый государь мой...

ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 394, ч. 5, л. 178—179 об. Отпуск.


Комментарии

1 Прибывшая в конце февраля в Яссы новая сербская депутация в составе М. Стойковича, М. Обреновича и С. Марковича просила Прозоровского письменно ответить на сербские требования, выдвинутые ранее И. Юговичем (см. док. № 53, 54). 7 марта Прозоровский направил на имя Карагеоргия свой письменный ответ (см.: ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 394, ч. 5, л. 178—179).

2 Эрфуртское свидание двух императоров в сентябре—октябре 1808 г. обнаружило всю непрочность русско-французского союза, начало которого было положено в Тильзите летом 1807 г. В декабре 1808 г. Англия заключила с Османской империей мирный договор и секретное соглашение об оборонительном союзе. Россия, как союзница Франции, находилась в состоянии войны с Великобританией. Австрия, несмотря на неоднократные поражения в войне с Францией, рассчитывала воспользоваться трудностями, испытываемыми последней в Испании, и готовилась к войне с Наполеоном. Ее ободряло и то обстоятельство, что Александр I не подписал договора, который гарантировал бы участие России на стороне Наполеона в предстоящей войне Франции с империей Габсбургов. Состояние же дел в Австрии давало русскому правительству основание полагать, что эта империя сама не захочет воевать на два фронта, и позволяло надеяться, что при возобновлении военных действий против Турции Австрия не выступит против России. Между тем султанское правительство затягивало мирные переговоры. Поэтому в Петербурге возникало предположение, что Порта рассчитывает лишь выиграть время и подготовиться к летней кампании. Известие о состоявшихся по инициативе Англии и при тайном посредничестве Австрии переговорах об англо-турецком мире заставило Россию ускорить события. Прозоровскому было предписано направить Порте ультиматум с требованием в двухдневный срок выслать из Константинополя английского уполномоченного лорда Р. Адэра. Лишь после удовлетворения этого требования Россия соглашалась приступить к мирным переговорам. 22 февраля Прозоровский направил в Константинополь ноту с указанным выше требованием, а через несколько дней вручил ее копию турецкому уполномоченному Галибу-эфенди. Отклонив требование России, Порта приступила к рассылке фирманов, предписывавших местным пашам собирать войска. Получив отказ Дивана, 22 марта Прозоровский отдал приказ о возобновлении военных действий, что задним числом было санкционировано Александром I (см. док. № 61; Петров А. Н. Война России с Турцией..., т. II, с. 544—546, 560—561; ВПР, т. IV, прим. № 237, с. 649—650).

3 Предшествующий текст является подробным изложением рескрипта Александра I А А. Прозоровскому от 5 февраля 1809 г. Полный текст см.: Петров А. Н. Война России с Турцией..., т. II, с. 560—561.