Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 41

Предписание А. А. Прозоровского К. К. Родофиникину о составлении проекта государственного устройства Сербии в связи с предстоящим обсуждением сербского вопроса на русско-турецких переговорах о мире

№ 63

20 октября 1808 г. Фокшаны

Секретно

Милостивый государь мой Константин Константинович! Из отношения моего от 3-го числа текущего месяца 1 известно вашему прев[осходительст]ву содержание последнего отзыва ко мне верховного визиря Порты Оттоманской. С самого начала переписки и доверенных сношений моих с ним обнаружил он большое желание вступить со мною в переговоры о мире без всякого чужого посредничества 2. Ныне получил я высочайшее государя императора повеление приступить к тому на основании полномочий, коими я снабжен был 3. А потому и думаю я, что в скором времени пришлются полномочные от Порты и что негоциации воспримут свое начало. Я поспешаю довести сие обстоятельство довереннейшим образом до сведения вашего прев[осходительст]ва с тем, дабы Вы могли взять все меры предосторожности для предотвращения всякого со стороны сербов на войска и земли турецкие нападения в продолжение помянутых негоциации. Тем не менее, однако же, внушите Черному Георгию и Совету сербскому, чтобы они не ослабели в самой строжайшей воинской осторожности и пребывали бы всегда к войне совершенно готовыми. Ибо я имею весьма основательные причины сомневаться, чтобы турки, не подъяв еще единожды оружия, согласились сделать нам те уступки, которых мы от них требуем и от которых мы никакой не имеем побудительной причины отступать. Итак, весьма вероятно, что негоциации будут безуспешны и что война после просечения оных паки возгорится.

Вы сами в том удостоверены, что дела сербские должны быть одним из важнейших предметов негоциации. А потому, дабы себя на всякий случай приуготовить, покорно прошу Вас, милостивый государь мой, доставить мне замечания Ваши о тех статьях и обстоятельствах, которые при [51] заключении мира с Портою особливого заслуживают внимания. Долговременное Ваше в краю пребывание, искусство, опытность, познание земель, народа, нужд и надобностей оного будут Вас при том руководствовать. Высокомонаршая воля государя императора состоит в том, чтобы сербы освобождены были на вечные времена от ига турецкого и чтобы, имея собственное свое правление, оставались они под покровительством России, которая и будет для них ручательством или гарантией) в соблюдении Портою ее обязательств. И для того при составлении Вами замечаний надлежит обратить внимание Ваше не только на внутренний состав Сербии, но и на те предметы, которые необходимо нужны к соблюдению интересов наших во всех могущих встретиться случаях, а равным образом и на политические сношения со смежными австрийскими владениями. Другое важное обстоятельство, которое к начатию негоциации необходимо потребно, состоит в том, чтобы иметь план конституции для внутреннего управления Сербии. И для сего отношусь к вашему прев[осходительст]ву, покорно Вас прося составить проект таковой конституции, приняв к тому в основание вышепрописанную высочайшую волю. Объясните в оном мысли Ваши, признаете ли Вы нужным иметь в Сербии князя, лучше ли быть ему избираемым от народа или определяемым ныне и наследственным, какие полагаете нужным присутственные места направлению земли и к наблюдению правосудия и полиции, какие законы полагаете принять в Сербии, какую дань, естьли оная нужна будет, народ сей без большого отягощения платить может Порте, какие подати признаете нужными и возможными установить, словом, все что к учреждению порядочного внутреннего управления относится.

Естьли дела возьмут какой-либо решительный оборот, то в таком случае нужны будут при негоциациях и депутаты сербские. И для того подумайте об оном предварительно для назначения тех, которые к тому наиболее способны быть могут, дабы они по требованию моему тотчас могли ко мне прибыть. Я полагаю, судя по описаниям Вашим, что Младен (Младен Милованович) в числе депутатов весьма бы был полезен.

Повторяю еще здесь, чтобы сербы, не приступая ни к каким воинским предприятиям, соблюли самую строгую воинскую осторожность; ибо, с одной стороны, на искренность турков никогда полагаться не можно, а, с другой стороны, могут вдруг сербы, смотря по обстоятельствам, получить от меня разрешение к начатию войны.

Прося Вас сохранить все сообщаемые Вам политические известия в самой непроницаемой тайне, с истинным почтением имею честь пребыть вашего превосходительства...

ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 394, ч. 4, л. 1—3. Отпуск.


Комментарии

1 В этом отношении Прозоровский писал, что получил письмо верховного визиря, в котором сообщалось о несогласии Порты добровольно уступить России Дунайские княжества. Между тем верховный визирь заверял Прозоровского, что турецкое военное командование согласно соблюдать все условия Слободзейского перемирия и намерено оставить в покое сербов, находящихся под покровительством России (ЦГВИА СССР, ф. 14209, оп. 10/170, св. 20, д. 603, л. 5—6 об.).

2 Имеется в виду переписка между А. А. Прозоровским и Мустафой-пашой Бай-рактаром по поводу начала мирных переговоров. См. об этом: док. № 32 и комм. № 2 к этому документу; Миллер А. Ф. Мустафа-паша Байрактар, с. 244—252.

3 После заключения Эрфуртской конвенции Румянцев сообщил Прозоровскому 4(16) октября 1808 г., что ему предоставлены полномочия на ведение мирных переговоров с Турцией. Среди основных условий, выдвигаемых Россией, был пункт 4: «Обеспечить спокойствие Сербии дозволением ей установить правление, желанию народа соответственное, под покровительством России» (ВПР, т. IV, док. № 165, с. 367—368).