Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 287

Письмо коменданта Неготинской крепости В. Петровича Карагеоргию о подготовке турецких войск к вторжению в Сербию и о намерении видинского Моллы-паши просить покровительства России

28 января 1843 г. Неготин

Доношу Вам, что вчера узнал я от человека моего, которого посылал в Валахию, что Мехмет-паша с двумя тысячами турок переправился в Валахию возле Куллы. Я не знал намерения турок, но сейчас прибыли из Видина Чолак Ибиш-ага и Харизан Чезеждем-баши, кои уверяют меня, что помянутого Мехмет-пашу ведет Редчеп-ага к Кладову чрез Валахию. Другие же турки прибудут в Грую против Радковац. Пегливан же паша потом на Делиград, а Юсуф-ага чарковычкий нападет на Тургашавец (Так в тексте. Следует: Гургусовац). Сии турки из Видина уверили меня, что они обо всем будут меня извещать. Теперь же говорят, что намерение турок есть точно такое, а что касается до мирных переговоров, то, говорят, они, турки стараются тем нас усыпить, пока приуготовятся, и тогда в один раз сделают нападение. Посему делайте Вы, господарю, как знаете. Я говорил им, что мне нужно иметь одну канонирскую лодку на Дунае, которую и обещали они мне из Видина прислать, коль скоро лед счистится. Они уверяют, что Редчеп-ага и Мехмет-паша будут стараться отрезать нам сообщение с Валахиею 1.

Притом доношу Вам, что Мулла-паша послал сих людей, первое, чтоб открыть нам намерение турок, а во-вторых, что Мулла-паша просит, чтобы Вы представили российскому императору, что он другого господина не имеет и не признает, кроме царя Александра и Вас, и царь Александр и Вы да будете ему покровителем и защитником 2.

Посему делайте, господарю, как знаете, а меня прошу покорно почтить ответом, дабы я знал, как поступить.

С подлинным верно: надворный советник

Петр Пизани

АВПР, ф. ГА I-9, 1801 г., д. 5, ч. 1, л. 204 и об. Пер. с сербск. яз.


Комментарии

1 Еще до наступления весны 1813 г. турки собирались с трех сторон напасть на Сербию: из Ниша на Баню и Делиград; из Боснии на Лозницу и Лешвицу; из Видина на Неготин. Заняв территорию между Видином и Неготином, турецкие войска собирались прервать связь сербов с русскими, а с потерей Кладова, Смедерева, Белграда и Шабаца прекратились бы их контакты с Австрией. Таким образом, сербы оказались бы изолированными от внешнего мира. Статью VIII Бухарестского мира сербская и турецкая стороны толковали по-разному, но сербы становились более уступчивыми и возможности маневрировать для них все ограничивались. И султан Махмуд II и великий визирь Хуршид-паша твердо решили покорить сербов, однако ждали исхода общеевропейской войны. Учитывая международную обстановку конца 1812 г., Хуршид-паша не решался напасть на Сербию и вел переговоры с повстанцами, не отступая, однако, от статей мирного договора, как его понимали турки (Новаковић С. Васкрс државе српске, с. 193—194).

2 В период 1807—1813 гг. видинский паша Молла-паша сообщал российскому командованию о намерениях и планах Порты на Дуяае, и вообще на Балканах. Он почти непрерывно находился в раздоре с соседними пашами, особенно с берковацким аяном, который, судя по всему, действовал по распоряжению великого визиря. Подвергаясь непрерывным нападкам и притеснениям со стороны Порты и соседних нашей, он видел гарантию своего существования в связях с Россией и Сербией.