Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 135

Донесение К. К. Родофиникина Н. М. Каменскому о взаимодействии русского отряда и сербских войск в районе Брзы Паланки и о борьбе между сербскими воеводами

14 марта 1810 г. с. Гогош

Милостивый государь! По прибытии моем в селение Гогош известил я сербов о скором переходе войск наших за Дунай, а когда сии к тому уже изготовились, послал я немедленно конфидента к коменданту Миленку, дабы он привел на берег своих ратников для соединенного действия. Вследствие сего он отправил до 300 человек конных и до 600 пеших под командою воеводы Велька, по невозможности ему самому оставить остров Порече. Означенные сербы держат в блокаде Бирзу Паланку, доколе [152] г. генерал-майор Исаев занимается истреблением неприятеля, засевшего на той Стороне в разных шанцах. От 11-го числа сего месяца сообщил я Черному Георгию и Совету сербскому о благополучном переходе войск наших на правой берег Дуная и в то же время отправил с переводом и прокламацию вашего сиятельства.

Внутри Сербии Существуют неприятные раздоры. Драгачевская нахия, в коей командовал воевода Плакич, зять Черного Георгия, взбунтовалась противу своего коменданта, и он принужденным нашелся спастись к своему тестю 1. Воевода Чупич, командующий на дистанции где Дрина впадает в Саву, и воевода Чукич из Крушавецкой нахии отказался от всякого повиновения Черному Георгию и Совету. Воевода Катич, друг Черного Георгия, соединясь с другими несколькими старейшинами, были у Черного Георгия для объяснения с ним о положении дел сербских, по-видимому, объяснения не были приятны верховному вождю, ибо чрез несколько дней посланные от него напали ночью на дом Катича и его убили 2. Каковое происшествие вящше ожесточило умы противу Черного Георгия, которой, видя волнение народа, оставил село, где имел свой дом и где всегда жил, и преселился в Белград. Уверяют меня, что когда народ в последнем собрании своем принудил властителей отправить в Валахию депутатов, бывших у вашего сиятельства, немедленно по отправлении их, когда разошлось Собрание народнее, посланы от управляющих два человека с письмами чрез австрийские владения. Неизвестно, однако, куда следуют, в Вену или во Францию 3. По переходе моем в Сербию, что не премину учинить, лишь только обеспечится совершенно дорога, употреблю мои старания открыть, колико основательно вышеизложенное до меня дошедшее сведение. Между тем долгом поставляю донести о всем ныне мне сообщенном.

Сербы в прошедшем Году потеряли большую часть полевой своей артиллерии, хотя здесь уже и имеется два орудия, назначенные для них. Я осмеливаюсь, однако, еще просить о присовокуплении к оным взятой ныне за Дунаем в турецком Шанце легкой пушки. Сим окажете, ваше сиятельство, сербам особенную при настоящем их положении милость.

Пребываю с совершенным высокопочитанием и неограниченною преданностию вашего сиятельства, милостивого государя, всепокорнейший слуга

Константин Родофиникин

Помета: [Получено] 19 Марта 1810 г.

АВПР, ф. ДК при главнокомандующем , оп. 580а, д. 20, л. 7—8 об. Подлинник.


Комментарии

1 Других сведений о бунте против воеводы Антония Плякича не имеется. Однако полученное именно в это время в Земуне секретное сообщение об убийстве Плякича в Карановаце (Ивић А. Списи бечких архива..., књ. VII-.-VIII Београд, 1966, с. 77), возможно, свидетельствует о волнениях в этом районе.

2 Речь идет о воеводах Стояне Чупиче и о Павле Цукиче; о непокорности последнего Карагеоргию другие источники ничего не сообщают. Мотивы убийства чуприйского воеводы Марко Катича, брата известного воеводы из Гроцки — Янко Катича неизвестны. Существовала версия, что он был убит по наущению Милое Петровича, Который впоследствии бежал в Австрию (Карацић В. С. Скупљени историски и етнографски списи, књ. 1, с. 256).

3 26 февраля из Сербии в Вену был направлен Иван Югович просить помощь австрийского двора и с изъявлениями готовности Сербии принять австрийское покровительство. По утверждению м. Джорджевича, в Австрию для заключения соглашения о передаче империи Белграда были направлены Стефан Ефтич и Яничие Димитриевич (Джурич) (Ђорђевић М. Политичка всторија Србије ., с. 278—279).