Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 18

Предписание А. А. Прозоровского К. К Родофиникину о необходимости строгого соблюдения сербами условии перемирия с турками

№ 751

5 мая 1808 г. Яссы

Милостивый государь мой Константин Константинович! Из секретного отношения моего к вашему превосходительству от 23 апреля под 28 1 известно уже Вам как о полученном мною от бывшего в французского посла генерала Себастиани извещении, что перемирие между Россиею и Портою продолжено до окончания негоциаций в Париже, так и об отзывах, мною на то учиненных, коими требовал я особенно включения сербов в означенное перемирие или, лучше сказать, [24] прекращения военных действий. С таковых отзывов моих препроводил я к Вам тогда же копии и известил, что письмо мое к генералу Себастиани отправил я в Константинополь с адъютантом моим подполковником Беклемишевым.

Вслед за тем и именно 24 апреля ввечеру дошло до меня донесение генерал-лейтенанта Милорадовича о полученном им от генерала Себастиани письме, коим извещает его о прибытии своем в 12-ти часах от Рушука и о намерении быть в Букареште, куда он в ночи с 22 на 23 апреля и прибыл. Апреля 26-го получил я от него из Букарешта письмо, в коем извещает меня о получении от г. Беклемишева помянутого отзыва моего и пишет, что намерения государя императора и мои в рассуждении сербов исполнены и что от султана Мустафы даны повеления, дабы никакое воинское движение не было предпринято никаким пашою или начальником войск турецких противу сербов, во взаимность чего и нужно бы дать таковые же повеления сербам, дабы ни с той, ни с другой стороны не было причинено никаких неприятельских действий. К тому присовокупил он, что Порте известно, что перемирие, в Слободзее заключенное, не было ратификовано и что прекращение военных действий есть только последствие Тильзитского мира, письма моего к верховному визирю и постановлений между послами обоих дворов для сохранения тишины во все время продолжения переговоров. В то же время дал он мне самое твердое удостоверение, что турецкая армия не сделает никакого движения ни противу армии российской, ни противу сербов и что султан обязался соблюсти сие со всею строгостию.

Вслед за тем и именно 27 апреля поутру прибыл и сам генерал Себастиани сюда в Яссы. Он оставил Константинополь под предлогом болезни и необходимой надобности пользоваться целительными водами; но между тем сказал мне, что едет к императору Наполеону в Гишпанию, располагается паки вступить в армию и не намерен возвратиться более в Царь-град. Он повторил мне изустно все вышеписанное относительно сербов; а потому, удовлетворяя желанию его и исполняя данные ему обещания, повторяю здесь паки прежде данные Вам правила, чтобы сербы ни под каким предлогом не начинали военных действий противу турок, но чтобы соблюли, однако же, всю должную воинскую осторожность, дабы оплошностию своею не возродить в начальниках турецких войск, иногда повелениям Порты не повинующихся, охоты к внезапному нападению. Сие самое можете сообщить как вождю сербскому, так и Совету народа.

В Константинополе остался поверенный в делах французского двора второй секретарь генерала Себастиани Латур-Мобург (Latour-Maubourg). К нему адресовал посол подполковника Беклемишева, отвезшего в Константинополь, как Вам уже известно, знаки ордена св. Анны 2-го класса и часы, алмазами украшенные.

Посол, пробыв здесь 2 дня, 29 апреля поутру рано отправился отсюда через Вену в Париж и далее.

Сего майя 3-го дня получил я донесение вашего превосходительства от 25 апреля 2; но за многоделием предоставляю себе вслед за сим ответствовать Вам на оные обстоятельно.

С истинным почтением имею честь пребыть вашего превосходительства покорнейший слуга

князь А. Прозоровский

Помета: Получ[ено] майя 15-го 1808 г. в Белграде.

ЦГВИА СССР, ф. 14209, оп. 10/170, св. 20, д. 599, л. 10—12 об. Подлинник.


Комментарии

1 См.: ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 394, ч. 2, л. 88—90.

2 В указанном донесении Родофиникин сообщил Прозоровскому, что «австрийцы не прекращают возмущать умы здешнего народа», и в подтверждение этого приводил факты. Он утверждал, что австрийцы внушают сербам недоверие к России, легко могут ввести их «в обман и заставить податься на шаг, колико для них вредный, толико и интересам нашим противный…». (ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 394, ч.2, лл.101-104).