Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 79

Донесение И. Ф. Болкунова А. А. Чарторыйскому о получении 3 тыс. червонцев для сербов и со сведениями о предводителях сербских повстанцев

30 июня 1805 г. Яссы

Секретно

Сиятельнейший князь, милостивый государь! Предписания вашего сиятельства от 4 сего июня 1 застали меня уже на самом отъезде из Букореста. Затем, равно и по неполучению тогда всемилостивейше пожалованных в помощь сербскому народу 3 тыс. червонных не мог я приступить вдруг к выполнению препоручений, коими по сему случаю снабдить меня изволили.

Получив ныне при другом вашего сиятельства отношении от 19-го сего же месяца свыше упомянутую сумму 2, я немедля по отправлении сего займусь посылкою с оными в Букорест под посторонним предлогом нарочного; а там, по предварительному соглашению моему с князем Ипсилантием, равно и по отзыву к нему вашего сиятельства, следуя удобности, сей же самый нарочный в случае надобности поедет далее, ибо две из доверенных от сербской нации особ, бывшие в Букоресте (С. Ефтич и И. Протич), давно уже возвратились восвояси, а имеющийся ныне там хотя известен уже в Сербии и поведения непорицаемого, но будучи не что иное как служитель капитана Новаковича, я не осмелился вверить ему комиссию толикой важности. Каким образом предположения сии выполнены будут, я не премину с будущим курьером донести в подробности.

Представив уже вашему сиятельству в донесении моем от 28 минувшего майя 3 сведения, почерпнутые мною из верных источников, как о числе сербов, действительно ныне под оружием состоящих, так и о других обстоятельствах, я ныне имею честь донести, что из числа знаменитых сербов суть: Яков Степанович, Миленко, командующие войсками; Чарапич Васа, Сима, Гирба, Младен, все четверо князья; Станой Главач, адъютант Черни-Жоржа; Гирша, адъютант Миленков; Янко Катич, штаб-офицер. Сии все, сиятельнейший князь, сколько я удостовериться мог, после Черни-Жоржа наиболее пользуются доверенностью сербского народа.

Известный комиссар здешнего господаря спатарь Калигари на днях только возвратился из Семлина в Букорест. Он продолжал пребывание свое там под предлогом болезни, в самом же деле интриговал, не без успеха, к склонению сербов на проекты и виды своего князя, что будучи известно князю Ипсилантию, он по приезде сего боярина не рассудил даже и спрашивать его о тамошних новостях, зная наверно, что не скажут ему правды. [144]

По искательству Порты чрез емиссаров ее, кажется, восстановлено ныне, по крайней мере, в политическом образе поведения согласие между Пазвантом-оглу и рущуцким начальником. Соединение сие, предположить можно, послужит к сугубому угнетению задунайских жителей. Оба сии начальника по ненависти к христианам все способы употребляют к приведению болгар в повиновение и удержанию от побегов и соединения с сербами.

В заключение, препровождая на усмотрение вашего сиятельства список последнего письма ко мне г. посланника Италийского по делам сербов, имею честь пребыть с глубочайшим почитанием и непременною преданностию, милостивый государь, вашего сиятельства нижайший слуга

Ипполит Болкунов

АВПР, ф. ГА 1-9, 1804 г., д. 5, ч. 1, п. 7, л. 40—42 об. Подлинник.


Комментарии

1 См. док. № 73.

2 В письме от 19 июня 1805 г. Чарторыйский извещает генерального консула в Яссах о получении его донесений по сербским делам и о направлении в его адрес 3 тыс. червонцев, которые Болкунов должен передать Карагеоргию с помощью К. Ипсиланти «самым скрытнейшим и секретнейшим образом» (АВПР, ф. Консульство в Яссах 1805 г., д. 102, л. 50).

3 Текст донесения Болкунова Чарторыйскому от 28 мая 1805 г. повторен в его же донесении Италийскому от 4 июня 1805 г. (см. док. № 69).