Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 112

Письмо сербских депутатов А. А. Чарторыйскому о неудаче своей миссии в Константинополе и с просьбой о помощи сербскому народу

7 декабря 1805 г. С.-Петербург

Ваше сиятелство! Честь имеем всепокорнейше ваше сиятелство молить и просить и сие сербского народа всепокорнейше прошение его величеству преставить.

Народ сербский нас низу подписатих яко депутиртов султана молити у Цариград отправил 1 майя 1805 с прошением для следующего и прочего помилования:

Да бы серби собственними началники, войну взявше на себя, землею и крепостми у Сербии управляли, а турки у землеправление чтобы ничего не мешалися; дайи и прочий злии и немирнии турци из Сербие чтобы истр[е]бшшся, а купцем и прочим мирным турком оставшимся невредимим, и сым образом будущего помеждоусобного отмащения и кровопролития да бы причина истребилася; султановым прошением аустрийский двор чтобы противным турком припаси по границы совсем отказал 1. За таковую милость народ сербский обещает себе султану всегда верным; ему выгодные денги и болше несколько тысяч пиястров как прежде исправно заплатить; са султановым велением ребеллиантов-турков или истребить, или ему покорить у Европе.

Таковое прошение султану у Цариграду мы подали юниа 1-го 1805. Султан непременно сербскому народу оное обещал исполнить. Сие султаново обещание исполняемо мы дожидали от 1 юниа до 11 августа 1805. Между тем временом Афис-паша ниш[с]кий, получив от султана ферман, белградский паша наименован. Он перво целому сербскому воинству велел оружие себе предать. На сие серби ему не соизволили. Он потом раз[ъ]ярен у Белград придти, трикрат са сербы сражался и толико раз побежден бывал 2. На конец, да бы Афис-паша, уже таковий сербов неприятель, свое намерение произвел, султан умыслил нас с татарином (турецкий курир) живих ему у руке послать. Таково агарянскому роду умышление природно мы уразумевше, делу и не кончену, от сего варварского тиранства живот свой избавляюще и спасения себи и народу взыскающе, богу и благодетелю умилнейше прибегаем.

Сего ради за решение прошения 1 майя 1805 г., у Сербии деланого и султану у Константинополю 1 юниа 1805., преданного, за теперичное и сербского народа спасение и наше всемилостивейше наставление мы, депутирти от страни целого сербского народа, его величеству, благоутробному добродетелю, обнадуждающему покровителю, отеческой милости и великому человеколюбию всеумилнейше моляще и просяще, коленнопреклонно припадаем.

Наша должност была по нашем у С.-Петербург пришествии сей час вашему сиятелству сие всепокорнейше писать. Мы неимуще при себе копию от прошения, султану датога, дожидали оную из Сербие по нашему уреждению, которую и до сих пор неполучивше, принуждени вашему сиятелству всепокорнейше писать, только несколько пунктов у прошению, султану датому, опоминяюгцеся, как и видно. Вашего сиятелства милостивейшега ответа всепокорнейше дожидающий

Петар Новакович, [187]

Алексие Лазаревич протопресвитер, и Гавриил Вуянович, на место Стефана Живковича, депутирти от сербского народа

АВПР, ф. ГА 1-8, 1804 г., д. 2, п. 2, л. 10—11. Подлинник.


Комментарии

1 Об отношениях Австрии и Османской империи см.: Beer A. Die orientalische Politik Oesterreiche seit 1774. Prag—Leipzig, 1883; Поповиh В. Европа и српско питанье; Гавриловиh. С. Воjводина и Србиjа. . .

2 Об этом см.: Милосавлевиh П. Бoj на Иванковцу 1805 г.