Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 14

Депеша А. А. Чарторыйского А. Я. Италийскому с инструкциями о характере его переговоров с сербами и об отношении к восстанию в Сербии турецкого и австрийского правительств

17 июля 1804 г.

Ваша сдержанность в отношении письменного ответа на письмо, адресованное Вам сербами 1, все Ваши рассуждения, а также поведение, которого Вы намерены держаться в столь деликатном деле, встретили полное одобрение его императорского величества, и нельзя было бы Вам дать лучших инструкций.

Весьма вероятно, что, хотя в начале восстания сербов Порта казалась к ним благосклонна, но лишь потому она не захотела объявить их мятежниками, что не была в состоянии их подавить; несмотря на то, что она имеет все основания быть недовольной белградскими дахиями, она втайне поощряет их и предпочитает, чтобы они одержали верх, чем видеть христианскую провинцию, значительно укрепившуюся после взятия этой крепости.

Ответ, который Диван дал г. интернунцию (Австрийский посланник в Константинополе Штюрмер) на первый запрос, сделанный им по приказу его двора, чтобы выяснить, которую из двух партий Порта намерена поддержать, подтверждает, что она не благосклонна к сербам. С другой стороны, снабжение австрийцами Белградской крепости служит доказательством того, что они скорее расположены в пользу дахиев, как Вы сами это отмечаете, и мы полностью присоединяемся к Вашему мнению, что нам пока еще не следует вступаться за сербов перед турецким министерством, это не принесет им никакого добра и вызовет подозрение, что мы поддерживаем связи с этим народом. Новый демарш, предпринятый недавно интернунцием, безусловно, весьма неуклюжий, придает еще более веса этим соображениям и, возможно, вследствие него это дело примет оборот, более неблагоприятный для несчастных сербов. Порта еще менее будет их щадить и прибегнет к находящимся в ее распоряжении средствам для их подавления, тогда как у нас тогда станет меньше возможностей выступить в их защиту. Что касается венского двора, то каковы бы ни были мотивы, побудившие его столь беспричинно скомпрометировать сербов, он в настоящий момент, по-видимому, не имеет скрытых планов овладения этой провинцией, так как в этом случае он бы действовал иначе.

Присоединяю при этом для Вашего сведения копию сообщения, сделанного мне недавно послом графом Стадионом (Австрийский посланник в Петербурге) по этому же предмету. Было бы счастьем для сербов, если бы удалось внушить венскому двору иные чувства в отношении сербов и побудить его тайно помочь им овладеть Белградом, не претендуя при этом на избавление их от турецкого владычества. Вот к чему будет стремиться императорское правительство, насколько это будет возможно и насколько позволит осторожность. Вы удачно заметили, что как только Белградская крепость окажется в руках сербов, мы сможем действенно вмешаться в их дела и добиться от Порты выгодных для них условий.

Если же у них не будет ни артиллерии, ни боеприпасов, а австрийцы будут снабжать гарнизон продовольствием, то успех этого предприятия окажется затруднительным.

Сербы находятся слишком далеко от мест, через которые мы могли бы тайно переправить им необходимую помощь, а денежная сумма не принесет им никакой пользы, так как австрийцы не склонны доставлять им боеприпасы.

Тем временем, поскольку мы не можем оставаться безразличными к судьбе этого народа, Вам лучше всего следовать предписанному Вам пути, и в случае, если будете уверены, что это не сможет Вас скомпрометировать, выразите им устно наше к ним благорасположение; в то же время нужно уведомить их о препятствиях, мешающих нам оказать им помощь, и посоветуйте им приложить все силы для овладения Белградом, чтобы тем самым заставить Порту вступить с ними в переговоры; дайте им понять, что только тогда мы могли бы действовать в их пользу и добиться для них выгодных и гарантированных условий и права покровительствовать им в будущем. Также необходимо дать им понять, насколько неполитично они действовали, подняв знамя мятежа против Порты, что они должны были скорее принести покаяние и заявить, что они хотят оставаться покорными своему государю. Было бы хорошо, если бы они отказались от своих слов в отношении венского двора и, не подавая виду, что они им недовольны, продолжали бы хлопотать о боеприпасах, подчеркивая, что покровительствовать им — не значит действовать против нейтралитета, так как они не хотят избавления от турецкого владычества, и что для Австрии будет весьма выгодно иметь соседом народ, ей преданный, и что если венский двор когда-нибудь удовлетворит эти ходатайства, то только благодаря внушениям России по этому поводу. 'Гаков приблизительно смысл сообщения, которое Вы можете сверх того им передать, если обстоятельства дадут Вам возможность, милостивый государь, выступить перед Портой в пользу сербов, не рискуя, что это обернется им в ущерб или подорвет доверие, проявляемое к нам оттоманским двором. Вам дозволяется прибегнуть к этому способу и как можно более способствовать благополучию и процветанию сербского народа.

Остаюсь...

Резолюция Александра I: Быть по сему.

Июля 16-го дня 1804 г.

Помета: Подписана и отправлена с турецкою почтою 17 июля 1804 г.

АВЛР, ф. Канцелярия, 1804 г., д. 2239, л. 345—349 об.

Отпуск. Частично опубл.: Вукиhевиh М. Kapaджopджe, кнь,. 2, с. 186—187.


Комментарии

1 Речь идет о письме, которое повстанческие старейшины направили А. Я. Италийскому из Остружницы 3 мая 1804 г. (см. док. № 7).