Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 66

Прошение сербского депутата Б. Миленковича министру внутренних дел О. П. Козодавлеву о разрешении поселиться переселенцам из Сербии в Татар-Бунаре и пожаловании им привилегий

Не позднее 26 июля 1814 г. (Датируется по препроводительному донесению)

Его высокопревосходительству члену Верховного совета, министру внутренних дел, сенатору и разных орденов кавалеру Осипу Петровичу Козодавлеву сербской нации посланника Благое Миленковича всенижайшее прошение

1. Мы, сербские два посланника Милосав Трифунович и Благое Миленкович, подали от нижеписанных фамилий прошение 1 государю императору прошлого 1813 г. ноября месяца в Франкфурте Майнце, в коем прошении прописывали о воззрении [86] милосердым оком на наше бедственное и жалкое положение и о взятии нас в российское подданство, которое прошение и было его императорским величеством уважено, и получили из Главной квартиры указ к г-ну херсонскому военному губернатору к дюку де Ришелье. Означенный г-н губернатор по получении указа послал с посланником Трифуновичем справку к находящемуся при австрийском дворе к консулу Недобе и сербским фамилиям отношение в том, что много ли оных фамилий желает поселиться в Бессарабии, а меня же, Благо Миленковича, отправил в Бессарабию для осмотра земли, что мною и осмотрено было и найдена оная земля, способная к земледелию, о чем мною и донесено было г-ну губернатору дюку де Ришелье. Но как и по сие время не получа повеления о поселении нас на сию землю, почему г-н губернатор отправил меня для хождения об оном деле в Санкт-Петербург, дабы не упустить удобного времени к поселению означенных фамилий.

2. Известил меня его сиятельство дюк де Ришелье чрез письмо, полученное им в апреле месяце от г-на консула Недобы и от сербских фамилий, которые уведомляют, что они охотно желают поселиться в Бессарабии-200 фамилий, но как мне известно прежде сего было до 5000 фамилий, из коих возвратились обратно в отчество и подпали под турецкую власть, в чем их нужда принудила по неимению нужных пособий в содержании себя, но как я, проживая в России с апреля месяца, то и не имею о числе желающих поселиться никаких сведений, все ли теперь находятся в том же мнении или нет, но только утвердительно сказать могу и представить всем значительным фамилиям при сем реестр.

3. Мы, избранные от наших соотечественников посланниками к государю императору всероссийскому просить подданнейше воззреть на бедствия, нами претерпенные, быв под влиянием турецким, с некоих времен были отягощены налогами и беспрестанными нападениями, не имея никакой защиты от оных, а как и нынешней по окончании кампании в 1813 г. по выходе российских войск нашествием турок впали в совершенное несчастие, оставя отечество наше и нашу славную землю и животное имение, которым ныне турки завладели без всякой нашей стороны вины. Все сие стоит нам великого ущерба. За всем сим естьли б мы могли надеяться, чтоб Сербия быть могла свободною от владения турок, еще бы взяли терпение, чтоб возвратиться в свое отечество. А ныне крайность и гонение от турок заставляют скитаться семейства наших фамилий, кои находятся в Австрийской империи, где поселиться не могут по причине малоземелия, сверх того ненависти к христианам, делая им разные притеснения, и претерпевая немалое время от турок, желаем остаться под короною Российской империи, ежели Сербия свободною от ига турок быть не может. Ежели и освободится, то волен бы был каждый поселившийся продать свое имение в отечестве.

4. Указом его императорского величества повелено было г-ну херсонскому губернатору дюку де Ришелье об отводе земли для сербских фамилий. Нами найдены удобные земли в Бессарабии: земля Татар-Бунар и по реке Дунаю между Измаилом и Килиею с принадлежащими островами, озера Катлабук и Коджождон. К поправлению бедных наших фамилий всенижайше просим ваше высокопревосходительство о исходатайствовании монаршего благоволения всемилостивейше пожаловать в означенных озерах позволить производить рыбную ловлю, а между оными-землю для скотоводства, и еще позволить пользоваться малою частию соли из озера Килейского в августе месяце для домашнего продовольствия фамилий. Сверх сего просим от государя императора на построение домов для наших семейств, на заведение скотоводства, на необходимо нужное заведение к землепашеству и на один год содержания деньгами или съестными припасами и на проход означенных семейств из Австрии.

5. Еще просим его императорское величество в оказании милости для бедных и угнетенных к ободрению значительных сербских фамилий, желающих быть верноподданными Российской державы, дабы оные могли беспрепятственно выйтить из пределов Австрии в Россию, сверх сего пожаловать всемилостивейшую грамоту и [87] привилегии в потомство сих фамилий, и дабы мы имели своих чиновников в выборе для управления нас на основании российских законов. А мы пребудем, как долг велит христианский, верноподданными власти государя, не щадя себя до последней капли крови.

Ваше высокопревосходительство, по всем сим вышеписанным обстоятельствам полагаемся на ходатайство ваше у престола всеавгустейшего монарха, о чем и прошу.

Посланник сербских фамилий Благоя Миленкович

РГИА. Ф. 383. Оп. 29. Д. 398. Л. 12-16 об. Подлинник.


Комментарии

1. Текст прошения см.: Первое сербское восстание... Кн. 2. Док. 318.