Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 255

Письмо М. Обреновича К. В. Нессельроде о благодарности сербского народа России в связи с удовлетворением Портой требований Сербии

№ 399

2 декабря 1833 г.
Крагуевац

Ваше сиятельство, милостивый государь!

Опытом уверен будучи о непрестанном благорасположении вашего сиятельства ко мне и сербскому народу, равно как и о живейшем участии, которое изволили принимать в судьбе нашей, я святейшим моим долгом поставляю довести до сведения вашего, милостивый государь, что на днях получил я новый фирман султана Махмуда II 1 от первых чисел месяца реджеба сего текущего года, украшенный собственноручным его подписом и объясняющий содержание того, который 7 ребюль-евеля 1830 г. выдан и в котором пункты преимуществ, даруемых сербскому народу, исчислены тем несомнительнее, что в нем уступлены нам по именам и все в 1813 г. отторгнутые от Сербии округи, притом же назначены и умеренные, из 2300 тыс. султанских пиастров состоящие подати и, наконец, определена непоколебимость пятилетнего срока для выселения турков из предместий сербских городов за исключением одного-белградского. Гаттишерифом сим упрочивается не только политическое существование Сербии в отношении к Порте, но и все благосостояние ее вообще.

Как акт сей издействован сильным покровительством России и неусыпными и усердными настаиваниями ее, то непосредственно при получении его и я, и народ сербский не замедлили поспешить в храмы господнии на коленях отдать теплейшую благодарность всевышнему творцу, благословившему все труды и подвиги всеавгустейших российских императоров касательно Сербии, прося у него излития щедрости и милости своей над всеавгустейшими покровителями, над всем российским народом и вообще над высокими их сановниками, которых рвение к благу Сербии нам на опыте известно и в числе которых ваше сиятельство занимает первое место.

Честь имея уведомить ваше сиятельство о сем счастливом для Сербии событии, я поставлю первейшую моею должностию удовлетворить своему и общенародному рвению общенародно и посредством нарочной депутации лично возблагодарить высочайшего виновника сего нашего счастия его величество государя императора Николая Павловича I. Не зная же, как распорядить достижение сей моей признательной цели, я и опять обращаюсь к вашему сиятельству с покорнейшую просьбою изволить внушить мне и сербскому народу, каким образом могли бы мы хотя единую черту благодарности нашей к его величеству поднести, единую черту оной, потому что оная превосходит всю силу домогательств наших к выражению [365] чувствований, коими мы теперь обуреваемы. Ваше сиятельство, зная виды его величества во всем пространстве сего знаменования, и может легко и удобно внушить нам сие. Не отрыньте, прошу покорнейше ваше сиятельство, удостоить меня поучения вашего в делах засвидетельствования моей и народа благодарности, не отрыньте просьбы моей с тем усердием, которым в течение 20 лет дела сербского народа обнимать не отказывались и которое в последние критические времена наши усугублять изволили.

Пользуясь сим случаем, я должен упомянуть и признательность, коею и я, и сербский народ к почтеннейшей особе вашего сиятельства всегда относилась за заслуги, которыми обоих нас сильно одолжили двадцатилетним вашим руководством делами нашими, засвидетельствованием самого благодушного и усерднейшего расположения к существенным пользам сербского народа, подаянием благотворнейших внушений к достижению цели благосостояния его и, наконец, отсыланием прочнейших наставлений императорской миссии в Константинополе об ускорении окончания дел сербских в позднейшие времена. И я, и народ сердечно сожалеем, что мы не в состоянии выразить той признательности, которою преисполнены к имени вашего сиятельства, простое только признание, что после всеавгустейших покровителей наших за все благоденствие, которое предстоит нам теперь, мы вам, милостивый государь, во-первых, одолжены, наша теперь участь, но вечное воспоминание заслуг вашего сиятельства бессомненно воспоследует в сердцах наших, равно как и водружение им памятников в сердцах позднейших наших потомков. Имею честь быть...

Милош Обреновичь, князь сербский

АВПРИ. Ф. ГА V-А2. д. 214. Л. 18-20. Копия.


Комментарии

1. В ноябре 1833 г. Порта направила в Сербию новый хатт-и шериф. В нем дважды содержалось упоминание о том, что все утраченные права даруются Сербии по решению "между министрами Высокой Порты и русским посольством" (Гаврилович М. Милош Обренович. Кн. 3. Прил. XVIII. С. 616-617). Этот документ имел исключительно важное значение для развития Сербского княжества. В нем наиболее полно учитывались все требования сербского народа относительно прав и преимуществ автономного устройства княжества.