Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 253

Инструкция К. В. Нессельроде полковнику Будбергу с предписанием добиваться от М. Обреновича проведения лояльной политики в отношении турецкого населения в Сербии

№ 1874

13 августа 1833 г.

На основании Акерманской конвенции и Адрианопольского трактата нашего с Портою Оттоманской обязана была сия держава даровать сербскому народу, под управлением князя Милоша находящемуся, разные права и преимущества, как явствует из вышеупомянутых двух актов, у сего приобщаемых.

Исполнение оных подало повод к переговорам, происходящим в Константинополе между миссиею нашею и депутатами сербскими, с одной стороны, и Портою Оттоманскою-с другой. В числе статей, из коих наибольшая часть уж устроена, касающаяся до 6 уездов, возвращения коих домогались сербы, была сопровождаема наивящшими затруднениями и медленностию. Сначала предстояла надобность указать сии уезды, что и было поручено капитану Коцебу и турецкому комиссару, затем предлежало убедить Порту утвердить то разграничение, которое мы признали правильным и с договорами согласным.

Все сие достигнуто образом, в полной мере удовлетворяющим выгоды сербов, ибо в существе уезды те не принадлежали им до последнего их восстания, тогда только вторглись в оные и в течение временного занятия укрепили некоторые места. На сем происшествии основаны их притязания на те уезды. Никакими другими правами не могли они себя подкрепить. Невзирая на то, получили они значительное расширение единственно по великодушному посредничеству государя императора, следственно, затруднения, которые князь Милош ныне представляет при устройстве к удовольствию Порты предмета довольно для нее важного, суть не основательны и не уместны. Вышеупомянутые затруднения наиболее касаются магометан, живущих в предместиях Белграда, переселения коих домогался князь Милош настоятельно, хотя по смыслу Адрианопольского трактата туркам предоставлено право жить в крепостях, а предместье Белграда есть не иное что, как крепость, ибо окружено валом и рвом, Сербы в том спорить не могут, зная, что сами сие предместие осаждали довольно долгое время, яко крепость. Впрочем от благоразумия князя Милоша зависит соделаться с временем хозяином всего белградского предместия, закупая исподволь дома и лавки, там туркам принадлежащие, в чем не предвидится ни малейшего препятствия, когда Милош не станет искать приобрести оные за самую низкую цену.

Князь Милош, обольщенный возвышением своим из простолюдина во владетеля Сербии и не имея ни малейшего образования, возмечтал, что можно собственными силами действовать и расширить круг своего обладания, подобно египетскому паше, а наипаче при настоящем слабом положении Порты сие отчасти доказывает произведенное по его проискам и внушением возмущение в 5 уездах, коих присоединения к Сербии он требовал, и предъявленная им решимость действовать силою оружия против видинского паши и других старавшихся прекратить то возмущение. Сие соделывает нужным, дабы вы дали понять, с одной стороны, географическое положение Сербии, которое представляет ему массу магометан, всегда готовых двинуться на христиан, издавна признаваемых ими своими подданными, с другой, что и польза его собственная, и существенные выгоды народа требуют, дабы он сохранял всегда уважение к Порте Оттоманской и удалялся от могущего оскорбить окружающих Сербию турецких властей. Довольно уже тронуто народное самолюбие магометан выселением их из того края, а потому не должно ввергать их в отчаяние насильственными мерами; напротив того, всемерно стараться облегчать средства переселения покупкою турецких имений за выгодную для них цену и снабжением их всеми зависящими от него пособиями для выезда, дабы соседы их магеметане не были [363] разъяряемы, видя соотечественников и единоверцев своих, владык той земли, изгоняемых и влекущихся в нищете и поругании. Благосостояния народов устрояются веками, и князь Милош не должен терять сего из виду и крайне остерегаться, дабы опрометчивостию не потерять и того, чем уже пользуются сербы.

Но как бы то ни было, ныне он не должен полагать ни малейшей препоны к спокойному пребыванию турок в белградском предместии, ибо на то благоугодно было его императорскому величеству, августейшему его покровителю, дать свое соизволение. В обязанности вашей состоит ясными доводами доказать князю Милошу и старейшинам, что все дарованные им выгоды суть не иное что, как плоды российского оружия, что сохранение оных зависит единственно от России, а не от иного кого, и, наконец, что благоденствие их основано на безусловном исполнении повелений государя, а оные состоят в том, дабы правитель Сербии и народ довольствовались оказанными им милостями и не завлекались далее новыми мечтательными притязаниями против государя своего, ибо в сем последнем случае они потеряют всякое право на покровительство России и обратят на себя праведный гнев его императорского величества.

Я надеюсь, что они поймут ваши объяснения и постигнут всю важность оных.

Удостоверясь в том и получив от князя Милоша обещание следовать непреложно советам, кои вы согласно с вышеизложенным ему преподадите, проедете в Константинополь и доведете до сведения министра нашего все вами сделанное и отзывы князя Милоша.

В заключение не излишним нахожу пригласить вас, дабы при свидании с князем Милошем и переговорах с ним, соблюдая к нему уважение, не отступать от твердости, приличной посланному от государя императора. Пребывание ваше во время последней войны в Турецкой империи, познания, кои вы приобрели о народах, оную населяющих, а наипаче отличающее вас благоразумие и опытность в делах заставляют меня вперед быть уверенным, что поручение, на вас возлагаемое, будет исполнено с точностью, чем приобретете вы новое право на монаршее благоволение.

Резолюция Николая I: Быть по сему. Александрия, близ Петергофа. 12 августа 1833 г.

Помета: Записано в исходящий журнал 13 августа № 1874.

АВПРИ. Ф. ГА V-А2. Д. 214. Л. 7-12. Отпуск.