Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 243

Письмо управляющего МИД России А. X. Ливена М. Обреновичу в связи с отъездом из Сербии П. Е. Коцебу и разрешением выезда из России сербским эмигрантам

№ 1566

13 июля 1831 г.
Царское Село

Письмо вашего сиятельства от 30 мая № 1263 на имя г-на вице-канцлера 1 я имел честь получить и за отсутствием графа Карла Васильевича долгом поставляю войтить по сему предмету в некоторые объяснения.

1. Вы изволите описывать, что албанцы и босняки призывают вас содействовать им противу Порты Оттоманской, что вы и народ недовольны Портою за нескорое и неточное удовлетворение требований ваших, но что употребите все ваши старания не позволить народу быть участником албанцев и босняков.

На сие долгом поставляю отвечать вам, что и албанцы, и босняки будут истреблены, и всякий тот, кто бы к ним ни присоединился, вверг бы себя только в пагубу, ибо Порта Оттоманская довольно сильна, чтоб потушить пламя возмущения, возникшее в некоторых из ее областей, а потому не только благоразумие, но существенная польза и ваша, и народа сербского требуют не подавать повода Дивану к неудовольствию противу вас. В сем состояли всегда советы императорского министерства, и они были основаны на искреннем желании видеть Сербию пользующеюся и спокойствием, и распространением внутренней промышленности, обогащающей народ.

2. Вы изъявляете сожаление по причине выезда г-на капитана Коцебу. Без сомнения, удостоверитесь в правильности сего выезда, когда примете в уважение, с одной стороны, что обозрение границ сделано довольно удовлетворительно и что окончание сего дела должно последовать не в Сербии, а в Константинополе, следственно, дальнейшее у вас пребывание г-на Коцебу было бы бесполезно. С другой стороны, оставив его там при настоящем положении дел, мог бы быть подан повод бродящим умам в Европе полагать, что мы держим в Сербии г-на Коцебу яко комиссара для распространения пламени возмущения албанского и боснийского. Чтоб отклонить и тени даже подобного подозрения, нужно было с поспешностью удалить г-на Коцебу, который впротчем при первой надобности может немедленно возвратиться туда.

3. Письмо вашего сиятельства в заключении содержит статью о сербах, живущих в Бессарабии. Им дано позволение оставить Россию еще до получения письма вашего, коим вы требуете задержания их у нас. Г-н вице-канцлер имел честь уведомить о том вас, милостивый государь, извещены о том также были и депутаты ваши, находящиеся тогда в Санкт-Петербурге, кои не нашли ничего к возражению противу сего распоряжения. Да и сами вы согласитесь со мною, что никакого права не имела Россия задержать у себя сербов, людей, ей не принадлежащих, искавших у нее убежище во дни горести. Доколе война продолжалась, доколе главные дела Сербии не были устроены, можно было еще под сими предлогами убеждать их повременить выездом, но когда миновали те причины, как удерживать, так сказать, под арестом людей свободных? Благодетельная Россия издержала для перешедших к ней сербов [339] после вторжения турок в их отечество более полутора миллиона рублей, Россия не затруднилась бы еще продолжать давать им пособие, но когда со всех спорон были получаемы просьбы не о пособии, а по позволении возвратиться в Сербию, то каким образом можно было отказать таковому положительному требованию?

Сообщая вам, милостивый государь, все вышеизложенное в ответ на письмо ваше, я надеюсь, что успокоитесь в мыслях ваших, якобы двор российский не полное обращает попечение на дела Сербии. Верьте, что постоянное участие высочайшего двора в благосостоянии вашем не изменилось и не изменится.

Резолюция Николая I: Быть по сему.

АВПРИ. Ф. ГА 1-9, 1825-1831 гг. Д. 3. Л. 558-561. Отпуск.


Комментарии

1. См. док. 241.