Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 233

Отношение П. Д. Киселева А. И. Рибопьеру о направлении в Сербию русских офицеров для составления карты и описания границ

№ 20

13 июля 1830 г.

Для составления полной и подробной карты Сербии послан туда по воле г-на главнокомандующего Генерального штаба капитан Розалион-Сашальский с двумя другими офицерами, порутчиком Эссеном и прапорщиком Каменским 1, под предлогом будто бы удостовериться, в каком виде возвращены Сербии по Адрианопольскому мирному трактату шесть отторгнутых от нее округов, нанесения на карту прежней и нынешней границы сей провинции и для разных ученых изысканий.

Получив ныне извещения от верховного вождя народа сербского и от капитана Розалион-Сашальского, что как вышеупомянутые шесть округов поныне еще не возвращены Сербии и со стороны Боснии не дозволено даже было присланному от Порты комиссару осмотреть и описать совместно с чиновниками сербскими границу, которая теперь должна быть установлена, то сии обстоятельства, представляя со стороны буйного народа опасности и для наших офицеров, препятствовали им объезжать сии округи, ежели бы даже они имели на то дозволение местного начальства. [326]

Почитая составление полной карты Сербии весьма желательным и полагая, что Порта наконец склонится принять основательнейшие меры к возвращению земель, Сербии принадлежащих, и по сему вероятию отправит туда новых комиссаров, я обращаюсь к вашему высокопревосходительству с покорнейшею просьбою, буде по ближайшему благоусмотрению вашему почитаете сие возможным и приличным устроить таким образом, чтобы капитан Розалион-Сашальский, остающийся до сентября месяца в Сербии, мог под каким-либо предлогом находиться при возвращении округов, что даже для успешного хода и окончания сего дела может быть весьма полезным.

Во ожидании вашего, милостивый государь, по сему предмету отзыва для снабжения согласно с оным и капитана Розалион-Сошальского надлежащими постановлениями с совершенным почтением и проч.

АВПРИ. Ф. Канцелярия. Оп. 469. 1830 г. Д. 59. Л. 149-150. Копия.


Комментарии

1. В марте 1830 г. из России в Сербию была направлена группа офицеров в составе капитана Генерального штаба А. Г. Розелион-Сашальского, поручика астрономического отделения гвардейского Генерального штаба О. Г. Эссена и прапорщика корпуса топографов И. В. Каменского. И. С. Достян в работе, посвященной экспедиции Розелион-Сашальского, убедительно доказала ошибочность предшествующих утверждений (в частности, H. A. Попова), будто экспедиция 1830 г. имела задачу описать границы Сербии для более точного определения территорий, подлежащих возвращению сербскому народу (Достян И. С. Описание Сербии, сделанное в 1830 г. русским офицером Розелион-Сашальским // Славянское возрождение. М., 1966. С. 106). В действительности под предлогом уточнения границ (настоящая цель работы не была известна ни сербским, ни турецким властям) российские офицеры должны были определить географическое и топографическое положение важнейших крепостей по Дунаю и составить подробное описание Сербии. Работа эта проводилась по заданию военного ведомства- Сербия, чуть было не ставшая театром военных действий в русско-турецкую войну 1828-1829 гг., привлекала все большее внимание русского командования, заинтересованного в получении точного военно-топографического описания края. Это задание выполнялось летом и осенью 1830 г., и лишь с прибытием в Сербию в декабре капитана П. Е. Коцебу началась работа по определению границ шести округов, продолжавшаяся до весны 1831 г. Результатом ее стало составление подробной карты Сербии.