Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 222

Письмо И. И. Дибича М. Обреновичу о мерах по предотвращению вступления в войну шкодерского паши и посредничестве князя в этом вопросе

№ 71

21 июня 1829 г.

Лагерь при Инжи-Киое, близ Шумлы

Милостивый государь князь Милош Обренович!

Я очень благодарен вашему сиятельству за письмо ваше от 7-го числа сего месяца. С живейшим любопытством читал я в нем подробности, в которые вы вход касательно паши скодрского и состава его войск и личного его расположения, которым я, с моей стороны, желаю иметь случай воспользоваться. Благоразумная предрассмотрительность паши сего, конечно, не позволит ему утратить свое собственное благосостояние, равно как и войск, вступив с нами в борьбу в ту самую минуту, когда с одной стороны, совершенное разбитие армии верховного визиря при Кулевчи, другой же-взятие Силистрии, десятитысячный гарнизон коей с двумя трехбунчужными пашами сдался военнопленным, дают нам средства действовать величайшею силою.

Сколь бы ни велико было число его войск, но позднее прибытие сей помощи на поприще войны, когда уже нанесены важнейшие удары и главная сила оттоманская уничтожена, не оставляет ему никакой вероятной надежды на успех. Подвергшись опасности, он только принесет бесполезную жертву без всякой для себя выгоды. Кроме того, не должно избежать одно обстоятельство просвещенного разума пап скодрского. Ему, конечно, не безызвестны ни причины, ни цель настоящей войн предпринятой Россиею для защиты самых законных прав своих, явно отринутых и нарушенных Портою. Его величество в необходимости продолжать ее, чтобы и победить слепое упорство султана, единственную преграду к твердому и продолжительному миру.

Война сия не угрожает существованию силы оттоманской, не ниспровергает вер магометанскую. Воля и намерения государя от того далеки. Вытребовать удовлетворение своих обид, обеспечить соблюдение всех прав, освященных торжественными договорами, и тем утвердить бытие народов, вполне заслуживших покровительство России, открыть источники общего благосостояния охранением совершенной свободы в торговле и таким образом установить на неколебимых основах взаимное спокойствие и щастие народов — вот желания, вот единственная цели великодушных усилий моего августейшего монарха.

Я поставил себе долгом с полною доверенностию изложить все сие на рассмотрение вашему сиятельству, будучи уверен, что по тесной и дружественной связи вашей с пашою скодрским вы почтете за нужное просветить его нащет. существенного положения дел и его истинной пользы. Вы окажете ему важную услугу и вместе с тем споспешествуете чрез то к исполнению высоких предприятий императора.

Естьли паша скодрский умеет ценить их и объявит себя согласным им способствовать, известное его благоразумие и предрассмотрительность внушит ему средства для приведения их в действие. Первым и главнейшим будет-держать войска, свои в бездействии и даже остановить ход их и так, чтобы не идти далее Ниссы (Ниш), ссылаясь на разного рода препятствия, которые, вероятно, найти может, и таким образом ожидать происшествий. Естьли может быть сообразно с его видами заключение тайного с нами перемирия, о коем намекал вам генерал-адъютант Киселев в письме своем от 15 июня, то я, с моей стороны, совершенно на оное готов. Таковое поведение паши скодрского приобретает ему приязнь и благосклонность мощного [311] императора российского, который воспользуется всеми случаями на деле ему оное засвидетельствовать.

Вашему сиятельству предстоит ныне привести в исполнение изложенные мною виды, вследствие коих проистекающие вам лично и краю вашему выгоды не требуют никаких доказательств.

С истинным почтением и таковою же преданностию имею честь быть вашего сиятельства покорнейшим слугою

гр[аф] Иван Дибич

АС. ЗМП. № 1990. Подлинник.