Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 39

Письмо Правительствующего совета сербского A. A. Прозоровскому с просьбой о защите и присылке оружия

19 мая 1808 г.
г. Белград

Ауетрийцы собирают недалеко од Землина повелику армию, овде сви говоре да оны иду нами на помочь, кою мы од них никада нисмо просили, и притому явно открыва се, да имаю злаумышления на нас 1. Мы над ними на све некове разговоры с нами одговор шилемо по преводу с онаго, коега с нами Константин Константинович (Родофиникин) написно и коего с овим скупо вашему сиятельству представлямо на рассмотрение.

Сиятельнейший князь, вы знаете, да мы кроме Бога и императора Александра не имамо други защитника, напротив того окружены от врагова наши и за то всепокорнейше просимо защитите нас од оных, кои ищу нашу погибель, а мы овде ни едне стопе нечемо чинити без совета и наставления Константина Константиновича. Тоще просимо не изоставите колико могуче скорие послати нам ружия, од коим мы имамо велику потребу за вооружите оне, кои нами прибегаваю болгаре и бошняци 2.

АВПРИ. Ф.ГА. 1-9. 1807-1808 гг. Д. 2. Л. 141-141 об. Копия.


Комментарии

1. Исходя из интересов Австрии, ее военные власти в Землине. в частности начальник Славонско-Сремской военной границы генерал И. Симбшен, оказывали покровительство сербским повстанцам, склоняя их на сторону венского двора. 22 апреля (4 мая) 1808 г. генерал Симбшен обратился с письмом с Карагеоргию, призывая его разорвать отношения с Россией и передать Сербию под покровительство венского двора (Ивич А. Списки бечких архива о првом српском устанку. Београд, 1950. Кн. V. Док. 388). Карагеоргий занял твердую позицию. Он ответил Симбшену, что в том случае, если Австрия хочет оставаться в дружеских отношениях с Сербией, повстанцы на это согласны, если же австрийцы стремятся завладеть Сербией, пусть знают, "что без кровопролития им ее не получить" (см.: Први српски устанак: Акта и писма на српском иезику. У ред. Перовича Р. Београд, 1977. Кн. 1. Док. 329. С. 342-343). Не рассчитывая на миролюбие Австрии, повстанческая Сербия предприняла меры защиты. Карагеоргий с армией в 1 тыс. человек был готов занять Белград прежде, чем австрийцы через Землин войдут в него (см.: Там же. Кн. 1. Док. 340. С. 349-350).

Со своей стороны российское правительство предприняло меры дипломатической защиты Сербии. В конце мая 1808 г. российский посол в Вене А. Б. Куракин обратился с протестом к министру иностранных дел Австрии Стадиону, из разговора с которым А. Б. Куракин вынес заключение, что австрийцы "скрытным образом стараются доверенность сербов к нам ослабевать" (см.: Первое сербское восстание... Кн. 2. Док. 21. С. 26-29). И хотя российский двор впоследствии представил Австрии новые доказательства деятельности военных властей, не соответствующей нейтралитету союзного России государства, она и далее имела место (см.: Там же. Док. 22, 24, 25, 30 и др.).

2. В лагерь повстанцев прибывали болгары и боснийцы, которых необходимо было вооружить и накормить. Между тем сербы располагали скудным запасом продовольствия и страдали от недостатка вооружения.