Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 32

Экстракт из донесения С. А. Санковского А. А. Чарторыйскому о сопротивлении черногорцев попыткам навязать им французский протекторат

№ 43

16 августа 1807 г.
Катаро

Что по получении повеления о сдаче Катаро французам, снесся по тому с капитаном комодором Барятинским и потом объявил призванным из разных мест народным депутатам. Описывает всеобщее по сему случаю огорчение. Митрополит и губернатор черногорский намерены были удалиться вместе с нашею ескадрою 1, но г-н Санковский от того их отклонил, обнадежив в продолжении к Черногории покровительство высочайшего двора. Большое число черногорцев оказывало наружность к волнению, но были успокоены. Первым проектом взаимного постановления о сдаче Катаро выговорена была полная свобода религии жителей, неприкосновенность собственности и их обнадеживание, что все прошедшее предано будет забвению, но [48] генерал Мармонт нашел то несовместным в постановлении с нами, обнадежив уже во всем том жителей, яко подданных императора французского. По настоянию г-на Барятинского статский советник Санковский на то согласился, что из разговоров французских начальников, заметив намерение их склонить черногорцов, чтоб от покровительства нашего они отказались, внушил он как губернатору, так и митрополиту, чтоб избегали случаев вступать с французами в раздор, но чтоб удерживали народ в приверженности к России. Полагает, что в том согласовался высочайшею волею, ибо в данных ему повелениях ничего о Черногории не сказано.

По затруднениях со стороны черногорцев о свидании митрополита их с генералом Мармонтом статский советник Санковский старался отвратить всякие неприятные от того последствия. Мармонт не оспоривал покровительства высочайшего двора над Черногориею (не имея, как кажется, точного о черногорцах повеления), но представлял, что по настоящему положению дел натуральнее для них будет покровительство Франции. Описывает разные политические рассуждения их в партикулярном разговоре; наконец, употребленные им меры склонить митрополита и губернатора черногорского, чтоб для свидания с Мармонтом приехали в Катаро. По приезде митрополит объявил г-ну Санковскому решительное намерение нации сопротивляться, по крайней мере, год и просил о помощи: первое, в военных снарядах, второе, в хлебе, третье, чтобы подтверждено было высочайшим двором внутренное их управление на основании присланной от них просьбы в 1805 г. 2

На свидании с Мармонтом генерал сей уговаривал митрополита жить в добром соседстве, продолжать с Катаро комерческие сношения и обещал всякие от себя пособия в случае нападения на Черногорию от турок. Потом представлял неудобство покровительства России для Черногории и домогался, чтоб оная признала покровительство Франции. Митрополит отвечал, что не может на то согласиться без соизволения высочайшего двора, потом же по усиленном от Мармонта настоянии сказал, что, по крайней мере, не может принять сего покровительства без общего народа согласия. Г-н Санковский не сумневается, что черногорцы будут, сколько можно, оставаться в наших интересах, но просит, однако же, по настоянию митрополита и губернатора разрешить скорее будущий их жребий. Приморцев г-н Санковский также обнадежил в покровительство высочайшего двора и всех там оставил в твердой надежде, что опять будут принадлежать России.

АВПРИ. Ф. ГА 1-5, 1805-1821 гг. Д.1. П. 4. Л. 336-339 об. Копия.


Комментарии

1. После получения уведомления от Є. А. Санковского, что российские войска должны оставить Боку Которскую, митрополит черногорский Петр I Петрович Негош 25 июля 1807 г. направил ему письмо с просьбой прислать судно, на котором он мог бы вместе со своими родственниками и семьей губернатора выехать в Россию (АВПРИ. Ф. ГА 1-5, 1805-1821 гг. Д. 1. П. 4. Л. 323).

2. В марте 1805 г. Петр I Петрович Негош обратился к российскому правительству с просьбой оказать содействие в учреждении в Черногории государственных органов и выделении с этой целью материальной помощи (АВПРИ. Ф. ГА 1-7, Д. 4. П. 6. Л. 255-260).