Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 212

Отношение А. Ф. Лонжерона начальнику штаба 2-й армии П. Д. Киселеву со сведениями о службе сербских волонтеров при русских войсках.

№ 178

19 февраля 1829 г.
Бухарест

На отзыв вашего превосходительства от 26 генваря за № 81 имею честь известить, что по сделанным мною справкам в отряде Малой Валахии состояло сербов на службе в продолжение прошлой кампании под начальством князя Милко Петровича 156 человек, из коих 35 невооруженных. По получении же отзыва верховного князя сербского, чтобы Милко Петрович с перешедшими к нему сербами от военных действий был удален 1, сделано распоряжение от отводе квартир всем сербам в отдалении от Дуная и от австрийской границы. И они с тех пор, будучи разделены по цынутам и состоя на службе при исправниках, заменяют сельскую полицию и довольствуются от края, выключая Милко Петровича, который получает 10 червонцев в месяц. Сверх сего сербские чиновники находятся при отряде Малой Валахии двое-г-н Герман и Благое Миленкович. Сей последний состоял еще при начале кампании и с того времени получает в месяц по 8 червонцев.

По прибытии полка Бегидова в Малую Валахию пришли вместе с ним и прикомандированные к сему полку Патаниоти Фокиан 2, принятый в службу генералом от инфантерии Ротом под Силистриею и причисленный к означенному полку вместе с 50 человеками булгар и сербов на положении пандуров, кои и употребляются для усиления казачьих постов на пространстве от с. Сальчи до Гогош.

Генерал от инфантерии граф Ланжерон

РГВИА. Ф. 14057. Оп. 161183. Св. 868. Д. 13. Л. 67-67 об. Подлинник.


Комментарии

1. М. Обренович решительно возражал против самовольных выступлений Милко Петровича в поддержку русской армии. Он усматривал в этих действиях потенциальную угрозу своему положению верховного князя, поскольку инициатива в русско-сербских связях в этот период принадлежала Петровичу. К тому же среди волонтеров находились сербские эмигранты из России, враждебно относившиеся к князю. Недаром решение не присоединять сербский отряд к действующим русским частям Ф. К. Гейсмар преподносил Милошу как уступку его личному желанию (Ф. К. Гейсмар М. Обреновичу, 28 ноября 1828 г. // РГВИА. Ф. ВУА. Д. 4476. Л. 203).

2. Кроме отрядов, включающих молдаван, валахов, болгар и сербов, в действующей армии воевали группы болгарских волонтеров под командованием Панайоти Фокиано. Болгарские группы были более многочисленны, чем сербские, и оказывали большую помощь русским войскам. Это объяснялось тем, что военные действия разворачивались на территории Болгарии. Российское командование было вынуждено согласиться на присутствие в армии болгарских групп, причислив их к местным военным подразделениям (Конобеев В. Д. Национально-освободительное движение в Болгарии в 1828-1830 гг. // Учен. зап. Института славяноведения. М., 1960. Т. XX).