Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 192

Доклад К. В. Нессельроде Николаю I о продолжении выдачи пенсий остающимся в России сербским старейшинам и об отпуске остальных сербских эмигрантов на родину

30 ноября 1826 г.

Прибывшие в Бессарабскую область в 1814 г. и поныне там находящиеся сербы, прибегнув под покровительство России, были с означенного времени предметом постоянной заботливости правительства нашего насчет их содержания.

Для утверждения жребия сих сербов на прочном основании высочайше было повелено указом 5 ноября 1820 г.: 1. Отвести на праве дворянском пустопорозжие земли из казенных, находящихся в Бессарабии, тем из сербов, кои изъявят согласие заняться хозяйственными заведениями, и 2. Объявить им, что всякой участок неотъемлемо будет принадлежать назначаемому владельцу и наследникам его навсегда, что одни выморочные участки имеют поступать в казенное ведомство, но что закладывать сии земли, продавать, дарить и вообще располагать как благоприобретенною собственностию получит право токмо тот из них, кто постоянно возделывал участок свой в продолжение 10 лет.

Но как таковое водворение сербов не могло последовать в скором времени, а между тем они находились в крайне бедном положении, то высочайшим рескриптом 20 марта 1822 г. назначено производить каждому из сербов впредь до их водворения [282] определенное ежегодное содержание из общих доходов Бессарабской области, каковые оклады составляют всего 86 560 рублей в год.

Генерал-адъютант граф Воронцов, вступив в управление Бессарабиею, нашел, что водворение сербов удобно и полезно, но что ожидать добровольно с их стороны на сие согласия нельзя до тех пор, пока правительство будет доставлять им безбедной денежное пособие, и потому полагал объявить им, что кто откажется от принятия и возделания участка земли, тот со дня объявления ему о сем чрез год лишите получаемого от казны содержания, а тот, кто примет землю, будет пользоваться полученным содержанием еще в течение двух лет, поселение же сих сербов основать между болгарами на правах колонистов.

Сие мнение графа Воронцова, изъясненное во всеподданнейшем рапорте его вашему величеству, удостоилось высочайшего утверждения и внесено было для исполнения статс-секретарем Муравьевым в Комитете министров.

Означенное положение объявлено было местным начальством пребывающим в Бессарабии сербам, кои, как чиновные, так и нечиновные, прислали сюда подносимую у сего просьбу на мое имя с копиею прошения, отправленного ими на высочайшее имя.

Вслед за тем получил я от исправляющего должность полномочного наместника Бессарабской области равномерно подносимое у сего отношение и при оном прошение, поданное генерал-адъютанту графу Воронцову от сербов же. Они изъясняют в сих просьбах невозможность поселиться в Бессарабии на правах колонистов, ибо иные из них вовсе никогда не обрабатывали земли, другие отвыкли или не могут заняться сим за старостию и увечьем и что притом неприлично быть колонистами, тогда как некоторые из них имеют детей, воспитанных в Санкт-Петербурге и состоящих на службе вашего величества.

По сим причинам сербы просят: 1. пожаловать им достаточные земли в Бессарабии в вечное владение с присвоением им самим привилегий, дарованных российскому дворянству, и 2. производить назначенные им годовые оклады еще на 10 лет со дня отвода земли, а в случае невозможности исполнить сие, выдать им пашпорты и единовременно годовой оклад каждому для возвращения в отечество, с коим они связаны неразрывными узами.

Объяснившись с находящимся здесь от сербского вождя Милоша поверенным его Германом, удостоверился я, что возвращение в отчество старейшин возродит раздоры, а может быть, и возмущения. Лица сии отмечены в списке сербов, проживающих в Бессарабии, который при сем приобщен. Что же касается до прочих, то без всякого опасения можно отпустить их за границу.

Вследствие чего осмеливаюсь представить на высочайшее вашего величества благоусмотрение: 1. старейшин задержать в России 1, но для содержания их продолжать производство получаемых ими пенсионов, буде не предпочтут взять земли на праве дворянском, как я имел честь представлять первоначально Комитету господ министров; 2. всех же других сербов, которые не пожелают поселиться согласно с утвержденным представлением генерала от инфантерии графа Воронцова, отпустить за границу, выдав каждому на путевые издержки годовой оклад того содержания, которое получал из бессарабских областных доходов.

Резолюция Николая I: Согласен.

Помета: Докладывано и высочайше повелено по сему исполнить. Ноября 30-го дня 1826 г. в Аничковом дворце.

АВПРИ. Ф. ГА 1-1. Оп. 871. 1826 г. Д. 2. Л. 31-34. Подлинник.


Комментарии

1. См. прим. к док. 181.