Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 165

Письмо М. Обреновича Александру I о прекращении переговоров сербских депутатов с Портой и с просьбой об их освобождении из-под ареста

28 августа 1821 г.
Крагуевац

Августейший монарх, всемилостивейший государь!

Сербия под высочайшим покровительством вашего императорского величества до сего дне благоденствует, воссылая теплейшие молитвы ко всевышнему существу о продолжении неоцененного здравия своего высочайшего покровителя. Она на позывание Оттоманской Порты вторично депутатов своих отправила поставить в порядок условии, учиненные помежду полномощными вашего императорского величества и посланниками Порты в Букарестах в 1812 г. касательно ее жребия и благополучия в VIII статьи оного трактата ознаменованного. Кои депутаты, быв руководствуемыми и там резидентом вашего величества Григорием Алексанровичем бароном Строгановым, уж двое раз удостоилис иметь конференции с определенными на сей конец от Порты полномощными рейз-ефендию Амит-бегом и Скарлат-бегом Калимахом, как породившийс во Валахии и Грецыи народной бунт всем переговорам нашим с Портою конец положил, равно и все сношениа наши с резидентом вашим и депутатами нашими конечно перекратил. Диван же, невзырая, что мы по увещанию помянутого резидента вашего императорского величества в мире и тишине пребываем, депутатов наших в тюрме поставил, лаская, может быть, себя с сим удержать народ сей в мире и тишине.

Народ наш, сожалея сердечно о своих депутатов, составленных из первых людей, двое раз просил Диван освободить их из неволи, но и ответа оного не удостоился 1. Турки с времени сделавшейся сей революции в Валахии и Грецыи и нам, в оный никакового участиа не принявшим, не токмо не доверять стали, но и несмотря на моя честократная предложениа дать народу покой, многая убийства, разная насылиа и неописанная бесчинения и тирянства в Белграде сербам причиняют, кои народ сербский, естли не бы я успокоивал его, давно уж из границ терпениа вышел бы. Турецкая сила около Видина собирается, другая со стороны Босни нападением на Сербию претит.

Не имев способа о сем критическом положении нашем по первому уведомлять помянутого резидента российского, в Константинополе сущего г-на барона Строганова, и наши дела по высочайшей воле успешно руководившего, заприкладно судил обратить втайне с 30 апреля с.г. сношениа наши ко г-ну Головкину, министру вашего императорского величества при венском дворе, и не упустил о всех здешних происшествиях уведомлять, прося его превосходительство в сем критическом положении нашем ходатайствовать нам благополезного наставлениа у высочайшего престола вашего. И не удостоився до сего дня оного, я со всяким унижением, припадая на ступени престола вашего императорского величества, всепокорнейше с народом просим обратить милостивейше благоутробное монаршее внимание свое на страждущих невынно в неволе у вероломного султана сербских многозаслуженных у сего народа депутатов и не допустить сему варвару сей единоверный и единоплемянный, [250] российскому же престолу приверженный и до последней капли крови верны народ сербский, покровительствуемый всегда вашим императорским величеством, озлобить его и истребить с лица земли. Да и сей народ с прочими, благоденствуя под высочайшим покровом всероссийского престола, прославляет навсегда имя Богом благословенного и великодушного государя императора Александра I, к коего освященным стопам и я, с народом сербским повергаясь, высочайшей милости и природным богатым щедротам его вручаемся.

Есми и пребиваем навсегда вашего императорского величества всемилостивейшего государя всеуниженнейший и всепокорнейший раб

верховный Сербии князь Милош Обренович

АВПРИ. Ф. Канцелярия. Оп. 468. Д. 7152. Л. 4-5 об. Подлинник.


Комментарии

1. Сербские депутаты были освобождены лишь в 1826 г.