Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 160

Записка Г. А. Строганова сербским депутатам относительно их позиции на переговорах с уполномоченными Порты

5 марта 1821 г.

Господам депутатам народа сербского

Г-н Герман сообщил мне желание ваше узнать от меня, нужно ли вам оставаться здесь и в таком случае подавать ли Порте прошение о скорейших окончаний дел ваших? Хотя течение оных идет медленно, однако же, не совсем безуспешно. В разговорах ваших с полномочными турецкими вы получили надежду о даровании земле вашей некоторых из тех прав и преимуществ, кои назначены в вашем прошении. Ласковое обращение их с вами и почетные отличия, вам сделанные, доказывают перемену в поведении с вами Порты. Нельзя справедливо приписывать оную одним настоящим обстоятельствам. Она есть, напротив, плод усилившейся к вам доверенности и того убеждения, произведенного над Портою вашими представлениями, твердыми, но с кротостию делаемыми, что она безопасно может даровать сербам требуемые права. Перемена наружного поведения в рассуждении вас Порты поведет с собою перемену в самом внутреннем ее к вам расположении, естьли, продолжая вести себя как по сие время, не престанете доказывать ей, что все требуемые вами преимущества ожидаете вы от доброго нрава и от великодушия султана, а не от опасности видеть их вынужденными страхом или даже силою.

Мысль, что вы надеетесь на сие последнее средство, не может не представиться ей, если вы не потребуете позволения ныне возвратиться в Сербию. Порта может заключить из сего требования даже и то, что все ваши наставления по сю пору были притворны, что вы делали их только с тем, дабы выиграть время, ожидая стечения таковых обстоятельств, которые поставили бы вам отказать. Она не преминет тогда отозваться ко мне при случае в таком же смысле, и мне невозможно будет не согласиться в непостоянстве вашем. Таким образом вы вдруг и одним не приличным поступком теряете плод долговременных трудов и стараний.

Почему я вам настоятельно советую не уезжать ныне отсюда и не просить на то позволения от Порты; напротив того, вооружиться новым терпением и благоразумием.

Что же касается до второго вашего вопроса, нужно ли подавать Порте прошение о скорейшем окончании дел ваших, то и сего я вам не советую. Порта не может в сие время ускорить таким решением. Озабоченная скопившимися неприятными для нее происшествиями 1, она в сию минуту на них должна обратить все свое внимание преимущественно пред всеми другими предметами. Не думайте, чтобы вам выгодны были настоящие ее затруднения. Напротив, без них дела ваши теперь уже могли приближиться к концу. Принужденное же сими посторонними затруднениями, то, что дает вам она неохотно, будет для вас непрочно. Приличнее действовать на Порту убеждением. К сему, по моему мнению, предстоит следующее средство.

Между пунктами вашего прошения есть такие, на которые Порта согласиться не хочет и не может; другие, на которые она расположена согласиться; и, наконец, такие, которые она еще оспоривает, но кои вероятно уступить ей можно. Разделите сии пункты, требуйте из них необходимых для вашего благосостояния и откажитесь на [242] время от испрашивания таких, без коих вам легко обойтись можно, представляя себе надежду и их со временем от щедрости султана получить в награду того поведения, которое вы сохраните в настоящих обстоятельствах. Прилагаемая у сего записка 2 яснее покажет вам распределение сих пунктов. Представьте их полномочным, с вами переговоры ведущим, объявив им, что, указав о возникших между некоторыми христианскими подданными возмущениях, вами осуждаемых, вы полагаете, что Порте приятно будет привести к окончанию ваши дела; что, дабы облегчить оное, вы предлагаете отступиться от некоторых пунктов поданного вами прошения, просить только об утверждении тех из них, которые необходимы для вашего благосостояния; что подвиг сей внушает вам непоколебимую приверженность к Порте, которой он есть новый знак; что согласие на оные, с одной стороны, обеспечивает Порту насчет дел сербских, с другой же, успокоит народ, весьма давно уже с нетерпением ожидающий положительной своей участи; что сие успокоение положит предел всем проискам в Сербии врагов Порты; что, наконец, оно еще более утвердить союз правительства с поданными, которые, получив желание, престанут искать средств к достижению оного. Что остальные прочие пункты прошения вы надеетесь, что со временем Блистательная Порта по собственному побуждению решится даровать вам оные, когда увидит полезные для нее последствия от настоящего снисхождения.

Я полагаю, что такое представление с вашей стороны, сопровождаемое почтительными уверениями, подействует на Порту выгодным для вас образом. Но притом должен я, однако же, заметить, что вам не следует ожидать, чтобы она немедленно согласилась даже и на то единственно, что вы теперь просить будете. Она будет искать ограничить желания ваши, может быть, станет вам делать новые от себя предложения, будет поступать с осторожностию и даже медленностию; но вы сим не должны огорчаться. Можно предвидеть все сии проволочки, но можно также смело надеяться, что сама она всем им скорый конец положит, и вы достанете желаемое и приобретете то спокойствие, столь для земли вашей необходимое.

Я же от всего сердца желаю вам успеха, уверяя вас притом, что ни в какое время не замедлю преподать вам при нужде полезный совет.

Прошу вас с сего моего письма доставить копию г-ну верховному вождю, также как и прилагаемый здесь пакет на его имя, прочитав содержание оного.

АВПРИ. Ф. Канцелярия. Оп. 468. Д. 2333. Л. 333-343. Копия.


Комментарии

1. Речь идет о восстании в Валахии и Молдавии.

2. Записка Г. А. Строганова была предназначена членам сербской депутации для руководства во время ведения переговоров с Портой. В. ней излагались основные требования народа — о богослужении, наследственном княжении, о правах турецких помещиков, проживающих на территории Сербии, и о границах (опубл.: ВПР. М., 1980. T. IV(XII). С. 10-12).