Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 140

Донесение Л. Павковича Г. А. Строганову о положении церкви в Далмации

25 августа 1819 г.
Буюкдере

Сиятельнейший граф, милостивый государь!

По донесению моему его сиятельству господину графу Каподистрии об новостях, которые намереваются делать в восточном вероисповедании в новоприобретенных пределах Австриею по Адриятическому морю, его сиятельство изволил в Корфе на меня наложить, чтоб в случае отъезда моего в Далмацию и Боке де Катаро обстоятельно об оных известился и потом рапортовал бы вашему сиятельству. В исполнение каковых приказаний честь имею донести следующее.

В 1808 г. бывший босанскым епископом Венедикт Кралевич приехал из Сербии в Далмацию. В то самое время намерение французского правительства было, чтоб из тамошних архимандритов выбран был один для посвящения в архиереи. Не проходя потом много времяни, объявилась война между Австриею и Франциею. Тогда епископ Кралевич, дабы рекомендоваться французам, начал проповедовать по Далмации противу австрийцов, проклиная оное войско. Таковое его поведение и другые представленью им планы доставили ему протекцию маршала Мармонта, чрез которую вслед и наименован был епископом Истрии, Далмации и Боке де Катаро. По вступлении же австрийского войска в оную кампанию в Далмацию взят был епископ в плен, как явный их неприятель, но по заключении мира в силу трактата отпущен был.

В 1813 г., когда войско австрийское овладело Далмациею, тогда епископ Кралевич, зная свою вину пред австрийцами, явился с повиновением у главнокомандующего корпусом войск оных генерал-лейтенанта Томашича, от которого принят бывши приятельским образом. Под секретом ему от оного и сказано, что мнение его императора есть соединить церкви в оных пределах, и естьли он даст на то свое согласие, то останется над его епархиею епископом. Сей архиерей, дабы не потерять место свое, а к тому еще заслужить от двора и награды, показал на то свою склонность и начал так дружелюбно и в тесном сношении быть с генералом и губернатором Томашичем, один из самых приверженнейших римской церкви, что восточного исповедания христьяни, зная его славолюбие и гордость, а к тому и слабости, чрез которые можно его легко прельстить, начали уже бояться о какой перемене в законе, а еще более, когда узнали, что оной епископ отправился в 1810 г. в Триест на щет казны для свидания с австрийским императором при проезде его величества чрез оной город, от которого ему и повелено не состоять под ведомством митрополита карловицкого. Не ошиблись христьяни в их подозрениях! По возвращении епископа в его епархию уже приметным образом начал не токмо в народных церквах, но и монастырях разные перемены делать и явное сношение с римскым тамошным духовенством иметь, даже до уничтожения многих старинных порядков.

Видя христьяни все те новости, начали явно говорить, что епископ хочет их папиными сынами сделать, угрожая ему, а наипаче жители города Шибенико, где резиденция его, которые, собравшись все в доме его, сказали ему между прочим, чтоб он не подумал быть в Туречини, где епископ самовластный, что они тут начальники церкви, а он только их пастырь и что прежде все пожертвуют себя, нежели допустят, чтоб перемена в их законе между ими сделалась. После етакогог объяснения епископ немножко подобрился и, спустя потом несколько времяни, поехал в Зару для [208] донесения, верно, случившегося ему к губернатору Томашичу, но ничего примечательного потом не происходило.

В бытности императора австрийского в Далмации в 1818 г. епископ Кралевич имел разные секретные аудиенции у его величества, в цель которых не можно было вникнуть до того времени, когда узнали, что архиерей позван в Вену и что из казны заплачени ему будут все нужные издержки до возвращения его в епархию.

Пред моим отъездом из Вены я узнал там, что, приехавши в декабре месяце прошлого году туда, епископ Кралевич явился у обер-камергера графа Вербна, от которого ему в разговоре и сказано, что император в полной надежде, что он даст немедленное исполнение его обещаниям, велел для заключения оного предмета его туда потребовать: он тут обещал епископу, что в первую середу представит его величеству, но накануне оного дня в вечер получил от оного же министра записку, содержащую, что император не здоров и потому не может его принять. То самое ему сказал изустно граф Вербна, когда к нему явился до отъезда нашего государя императора из Вены. По отъезде же его величества, как я узнал в Далмации, он представлен был в первую субботу к императору австрийскому и в бытность его там представляем был три раза, где и заключено, что в Далмации должно учреждено быть на щет казны училище, в коем дети всей епархии его должны обучаться, и професоры оной академии будут униотские священики, которые не под настоящим их, а под православным имянем представляемы будут народу. В награждение же трудов, по сие время епископом Венедиктом уложенных, прибавлено ему жалованье в две тысячи гульденов сребром к шестью тысячам, им прежде получаемым.

По прибытии оного епископа в апреле месяце в престолний его город Шибеник в Далмации немедленно отправился в Зару для отдачи губернскому правлению принесеные им бумаги из Вены, в силу которых и делаются там распоряжения для учреждения сказанных училищ.

Начальные христьяни и священики в Далмации и в Боке де Катаро, которые уже примечают, что сим планом неприметным образом они намерени превратить православную веру между ними с соединением их к римской церкве, намерени, как силнее им можно будет, не допускать детей до таковых училищ, но боятся, что епископ с рукою правительства в том насиливать будет. Потому, что уже тотчас начал показывать его самовластие с поставлением чужестранных священиков в те монастирские епархии, которые не были еще им распоряжены, и с обнародованием чрез поставленных пароков во всей его епархии уменьшением годишних праздников.

Епископы, бывшие в первых временах, восточного вероисповедания в Далмации, не пользовались никакым жалованьем и жили с одними доходами христьянскых малых податей, а пред 80 лет, по смерти последнего архиереа Бусовича, правительство тогдашнее за благо нашло облегчить народ, который часто страдает от неурожая и той малой тягости, и велело выбирать из трех монастырей, и поныне существующих, одного достойного архимандрита под наименованием наместника, или выкария генерального, который состоял под ведомством епископа в Венеции и жил доходами своего монастиря.

Как монастыры в Далмации имеют весьма малые доходы от их земел и не довольны оные для необходимого продовольствия, то в старинных временах для спомоществования оных с соизволением правительства определено было всякому монастырю несколько мирскых епархий. И к тому, дабы мог каждой из оных ежегодно определять иеромонахов своих для собрания во время жатвы оных подарок, что христьяни будут монастирю доброволно отдавать. То самое учреждено и для монастырей западного исповедания. Немного после последнего прибытия австрийцов в Далмацию запрещено было от епископа всем монастырям определять своих иеромонахов в оные так называемые путы, а сам он отправлял своих людей повсюду для собрания такых христьянскых милостын и к тому определять начал в монастырскые епархии иеромонахов из Туречини и из Австрии, им выписанных. В католическых же [209] монастирях сия перемена не воспоследовала. Сие давное и тонкое распоряжение сего архиереа теперь уже видно, что клонилось к ныне в действие поставляемому плану, дабы, удаливши влияние в народе иеромонахов природных из Далмации, мог он чрез поставляемых им священников в епархиях, его мнениям согласным, легче в действие поставить соединение церквей без нималейшего примечания народа, а тем более потому, что весьма мало есть между оным, которые и понятие имеют, в чем состоит соединение.

В сей бытности моей в Далмации и Боке де Катаро немало из моих соотечественников неотступно со слезами меня просили, дабы представил где следует для донесения о всенижайшем прошении всего православного народа в оных провинциях государю императору яко всемилостивейшему покровителю православной веры, дабы всевысочайше соизволить хотел защитить удобным средством оную и не допустить поставить в действие соединение восточной в вышесказанных провинциях церкви с римскою.

Еще долгом почитаю донести до сведения вашего сиятельства, что несколько лет тому назад от австрийского двора выбраны из простых священиков восточного исповедания епископ трансильванскый, который по повелению оного же двора и не состоял под ведомством митрополита карловицкого, издал недавно в свет какую-то книгу против установления православной веры.

В сем моем проезде чрез Боке де Катаро случилось мне приметить, что в оной провинции находится так много экземпляров книгы, изданной в свет в 1815 г., о падении Сербии, что без терпения правительства не могло бы их столько быть.

С глубочайшим высокопочитанием и таковою же преданностию честь имею быть вашего сиятельства всепокорнейший слуга

Лазарь Павкович

АВПРИ. Ф. Канцелярия. Оп. 468. Д. 2328. Л. 291-295. Автограф.