Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 119

Письмо М. Обреновича А. А. Пини о направлении ему текстов ферманов Порты, касающихся Сербии, и об опасности со стороны турок

30 декабря 1817 г.
Црнуч

Милостивый государь мой Александр Александрович!

Вашего превосходительства отпуштеное писмя на имя мое числа 14 ноемврия честь имех примити 10 декемврия, со удоволствием великим разумевши вашего превос[ходителства] отеческое попечение о народе сем и доставлении жалоби мои до вашего началства о неоснователном поступлении турецком со сим народом, о чем благодаря ваше превосходителство со особитою признателностию.

Иа уведомлен доволно как от посланника нашего, так и от их превосходителств, что нарочно уже предвзята преговори о делах сербских у Порти Отоманской его превосходителством г-ном бароном Строганов и что неминуемо нуждни суть копии ферманов, от султана посредством везира белградскаго народу присланих от слова до слова. Хотя упоминал два крат само г-ну барону Строганову, что никаковыя основателныя важности не имеют сии фермани, однако ж иa трудился о преводе их слова до слова, но суетно понеже способна и верна чловека не имею, кому сие дело поверить, а турков опасаюся подозрителства. Наконец, покушался иа неких просити о преводе, но толко отвещали, что ино содержание несть в них, толко в 8-х пунктов, что предлагаю вашему превосходителству чрез посланика нашего г-на Михаила Германа 1. И сих закоснение, как и ответа на писмя вашего превосход[ителства], причина была-новое бунтование турков в граде Ужицы от возобновлении в народе сем стараго турецкаго насилственнаго обичая: кроме спаиския десятини, четвертину от народа узимати и читлуки держати ищут 2.

На жалоби мои везировы посланики с бурултиями два крат ишли и суетны возвратилися, наконец, и Алтай бег от везира с 40 сподругов посланый тщетно возвратился, понеже отказано ему, аще везир препятствием или в том будет, то самому султану не единажди тужбу предавати будут, не успеют ли в намерении и у султана, тогда оружием претят народу и кровополитием, аще бы ни един жив не был.

В сем опасном за народ турецком намерении мене с народом ничто не остает разве оружием защищатися, коею причиною и вящия важни фермани еще бы были суетни станут; чего ради прошу ваше превосходителство, милостивый государ, прежде вступления в нещастие пасти народу сему и оружия предвзяти, повелите отеческий милостиви совет прислати ми, како поступити буду во опасности сей, между тем ваше превосходит[елство] да изволит до вишшаго началства опасность сию сего народа доставить.

Уверяю себе, что августейший монарх всероссийский о моей и народа сего привержености ему уверен есть доволно и не будет оставить мене с народом в последней погибели, нине наступающей. В надежди добраго утешения остаю вашего превосход[ителства], милост[иваго] госп[одина], покорни слуга.

АСАНУ. М 682. Копия.


Комментарии

1. См. док. 117 и прим. 1 к нему.

2. См. док. 121.