Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 115

Письмо Петра I Петровича Негоша Г. А. Строганову с просьбой о покровительстве России и о присылке русского чиновника в Черногорию

16(28) августа 1817 г.
Цетинье

Милостивый государ!

Нахожу за нужно всепочтеннейше донести вашему высокопревосходительству вкрадце о древнем станнобытии черногорского предела и о происшедствий политических до настоящего сего времени. Будучи суседной провинция Зента (Зета) с Черногор[ие]ю имела свое владетельние князя до покорении турками Греции, Болгарии, Сербии, Босны и Албании. Малый народ черногорский в здешных горах, в которых жительствует, и вместо оборонительных крепостей обладая крепостию гор, вместо же приобретаемого военного искуства имея единную в сердцах храбрость, умел, хотя и не блистательно, удержать и сохранить свободу свою и независимость чрез целые почти три века, отражая мужественно врагов своих, отличающихся от него и правилами веры, и правилами человечества. Питая таким образом праведную ненависть ко врагам своим, народ черногорский принял охотно и радостно покровительство и требования блаженныя и вечнодостойныя памяти государя императора Петра Великого, начавшего войну с турками, требования, побуждавшие величием духа принят народу черногорскому оружие противу общего врага и истины и правды, и принял требования те с тем вящшим усердием и равностию, что сверх польз и выгод, ему предложенных, мнил быть себя совоплощенним, так сказать, с народом российским единым происхождением от отрасли славян и исповеданием единой и той же веры, благоразумием принятой и здравим рассудком утвержденной.

От злощастного усиловения турков в Европе сей народ черногорский, не имея ниоткуда помощи, утратил провинцию Зенту и гавани, турками и Венецианскою республикою на море пристанища по праву сильного у ных отнятые. Пребывая же от епохи сей в вечной войне с турками и претерпевая многие разорения, лишился почти совсем коварством двух уже политик сообщения с другими, а также и едино-племенними народами для торговли, отчего всего пришел в совершенное изнеможение и невежество, тогда, когда прочие соседи его, кроме турков, озарилис помалу светом наук и художеств, и которое злощастие его простирается до настоящего почти времени.

Продолжая сей народ в непоколебимой постоянности своей всегда верно с единомислием российского императорского двора и щитая себя и свою независимость в покровительстве, как и из всех грамот блаженнопочивших всероссийских монархов и монархинь, нам присланных, свидетельствуют, а особливо от нынешнего государя императора, самодержца всероссийског, окружающего престол свой истиною и [164] правдою, что народ российский, возведенный великим духом его до самой крайней степени величия и славы, управляем ныне лучшим из владык земных, коего благотворный дух во всех издаваемих манифестах и указах, в Черногор[и]ю доставленных, начертан пламенними изречениями любви и благодеяния к верним и щастливим подданним своим, и которых каждое значение вопиет: "Друзья мои, я не хочу потерять ден сей без благотворения смертным", — и показивает приближенно народу черногорскому светлую и величественную надежду.

Сей народ не признавал никогда господствования Оттоманской Порте над собой. А ежели соседние державы европейские признают нас в турецкой границе, то можно приписат бывшей нужди их, как и они были притесняеми тогда от Порти Оттоманской. Сей народ с бывшим соседним правительством республики Венецианской имел всегда пограничную кореспонденцию яко независимый народ. Равно же и по падении оного правительства с австрийским владением до Пресбурского трактата и с французским в бытности его Боки ди Катаро, и с началником аглицкого флота в Адриятике неоднократно конференцию имели и почитали нас на дружевской ноге и во всех видах независимость нашу уважали, и, наконец, англичани и помогли нам в 1813 г. провинцию Бокезкую от французов освободит и оставили помянутую в совершенном управлении нашем.

По сему виду и оказанном способствованию сего народа во всякое время к единомислию нынешнего колообращения света во всех общеполезных намерениях его императорского величества самодержца всероссийског и союзников его Черная Гора имеет полное право надеятся о безбедности своей независимости в отношении иностранных держав, составляющих нынешнюю европейскую систему, которая ежели не позволяет принят нас в совершенное российское подданство, то ощастливит нас с явним покровительством установит правительство и прислат нам природноруского чиновника в лице государя императора, кой может быть управителем порядка черногорского и бердцкого народа, будучи я изнурен с обстоятельством тяшкием и отягощен старостою, а к тому и лишен воспитанных и способных соотечественников моих на услугу отечества.

Поручая сей народ к великоможнейшему попечению вашему, с глубоким высокопочитанием и совершенною преданностию честь имею быть вашего высокопревосходительства, милостивого государя, всепокорнейший слуга и богомолец

митрополит черногорский Петр Петрович Негош

АВПРИ. Ф. Канцелярия. Оп. 468. Д. 2326. Л. 237-238 об. Подлинник.