Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 101

Обращение Петра I Петровича Негоша к Александру I с просьбой о покровительстве России

8(20) мая 1817 г.

Всемилостивейший государ!

Издихание мое с народом черногорским, пастырству моем ввереног, имел щастие вашему императорскому величеству с треми моими всеподданнейшими прошениями донести — от 26 септембря 1814 г. — чрез полковника Никича, от 18 декабря 1815 г. — чрез находящегося при австрийском дворе полномощного министра графа Стекельберга, а от 15 февраля 1816 г. — чрез надворного советника Мазаровича 1, на коих и ныне лишен благонаклонных отзывов сверх важности залога, вовереног и зависящег от вашего императорского величества, отрогам черногорским с россиянам единоплеменным будет ли щастие или мука навечно. [144]

Возрите, всемилостивейший государ, для сродства, кое нас вежет с верноподданними империи вашей, и оное просит любов и соединение взаимно-и не предпочтите чужа. Кров черногорского народа так чиста, как и душа ведра, и лекар чуж для их далеко и от жилищ их, а доверенност отлучена от ворот их.

Возрите, всемилостивейший государ, на семьдесятолетную седину мою, дайте подпору трудом моим! Увенчайте благом намерения всеавгустейших предков ваших и оправдайте усердие мое и завещание моих прародителей и предместников на верност к России!

Сей народ не был никогда от иноплеменных держав покоряем в совершенном поданстве по пресечении бывших князей и владетелей черногорских, даже ни в самое время, когда силная Порта Оттоманская угрожала целой Европе-не могла нас покорит. А с бывшим правительством Республики Венециянской в суседной кореспонденции имел всегда свою независимост, не менше и по падении оной республики. А при бытии 1796 г. австрийского правительства в Бокезкую провинцию до Пресбургского трактата 2 признавали нас в помянутом виде. И находящийся в 1804 г. консул вашего императорского величества при помянутом правительстве в Катаре надворный советник Мазуревский явно покровительствовал черногорцов при австрийцам и, наконец, был нам прислан и статский советник Санковский яко доверенная особа в Черногоре до Тилситского мира с Франциею. По заключении сего мира и прибыли французы в соседнюю Бокезскую провинцию и сопровожалис с нам в пограничной кореспонденции, яко с народом независимым. Равним же образом и англичаны, усилившисе в Адриятическое море, почитали нас на приятельской ноге и с паспортом моим черногорцов и купеческие судна везде пропускали свободно, и началники оного флота в здешнем море неоднократно со мной конференцию имели и во всех видах независимость нашу уважали. И, наконец, англичаны помогли нам в 1813 г. провинцию Бокезскую от французов освободит и оставили оную у совершеном правлении черногорском. По сему виду и оказанном способствованию сего народа во всякое время ко единомислию нынешнего колообращения света во всех общеполезных намерениях вашего величества и союзников ваших Черная Гора имеет полное право надеятся о безбедности своей независимости в отношении иностранных держав, составляющих нынешнюю европейскую систему, и ежели не позволяет помянутая принят нас в совершеное поданство вашего императорского величества, то ощастливит нас с явним покровительством и прислат нам чиновника, представляющего лице вашего императорского величества, и временное воспоможение на учреждение правительства и других полезних заведений. Пока в черногорци будут в состоянии приносит должную жертву величественном своем благотворителе.

Нине, всемилостивейший государ, присовокупляю последние мои сили и дерзаю отправить родного моего племяника войводу Станислава Петровича, до 800 душ жителей черногорских на поселение в предели вашей империи по скудости здешнего края и неплодородия нынешнего 3, чтоб иноплеменные государства с оними не пользовалис, и при поручении оных одескому губернатору велел я помянутому чиновнику, племянику моему, отправиться к св[ятой] столице вашего величества, Александру Николаевичу князю Голицину, обер-прокурору святейшего Синода, посредством его для доставления мо[е]й всеподданнейшей просбы, каковое полное и решителное соизволение от подножия престола вашего императорского величества народ черногорский ожидат может.

С глубочайшим благоговеинством и душевною преданостию щастие имею быть по гроб мой вашего императорского величества, всемилотивейший государ, всеподданейший и вернейший богомолец

митрополит черногорский Петр Петрович Негош

АВПРИ. Ф. Канцелярия. Оп. 468. Д. 5354. Л. 50-52 об. Подлинник. [145]


Комментарии

1. Текст прошения от 26 сентября 1814 г. обнаружить не удалось, от 18 декабря 1815 г. — см. док. 85, от 15 февраля 1816 г. — см.: АВПРИ. Ф. Канцелярия. Оп. 468. Д. 5354. Л. 55-60. В последнем прошении митрополит повторял изложенные ранее просьбы о покровительстве России, предоставлении Черногории денежных средств на народные потребности и устройство армии, а также разрешение переселения черногорцев в Россию.

2. О Пресбургском мире см. прим. 2 к док. 56.

3. 9 мая 1817 г. Петр I Петрович Негош направил письмо Г. А. Строганову с извещением об отъезде в Россию 800 черногорских переселенцев (АВПРИ. Ф. Канцелярия. Оп. 468. Д. 5354. Л.63-64), а 8 и 9 мая аналогичные письма были направлены им А. Н. Голицыну и херсонскому военному губернатору А. Ф. Ланжерону (Там же. Л. 43-46 об.; Ф. ГА 1-8, 1817-1828 гг. Д. 2. 126-127).

Для российского правительства отправка столь многочисленной партии переселенцев была неожиданной, однако оно решило принять их. В ответ на запрос Строганова к Нессельроде от 22 июня (4 июля) 1817 г., как правительство относится к факту переселения, вице-канцлер ответил, что суммы, затраченные на переселенцев, окупятся развитием сельского хозяйства в Крыму, где первоначально предполагалось поселить черногорцев (АВПРИ. Ф. Посольство в Константинополе. Оп. 517/1. Д. 74. Л. 403-404; Д. 76. Л. 275-279). Были приняты меры к приему переселенцев и их снабжению продовольствием в Одессе (Записка МИД // АВПРИ. Ф. ГА 1-8, 1817-1828 гг. Д. 2. Л. 56-57). См. также: Хевролина В. М. Из истории русско-черногорских отношений в 1813-1833 гг. // Национальное возрождение балканских народов в первой половине XIX века и Россия. М., 1992.