Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 18

Депеша М. К. Ивелича главнокомандующему русскими сухопутными войсками 1 Р. К. Анрепу об отказе австрийских властей пропустить боеприпасы в Черногорию

19 февраля (3 марта) 1805 г.
Каттаро

Милостивый государь мой Роман Карлович!

Почтеннейшее письмо вашего превосходительства от 4(16) сего течения имел я удовольствие получить, на которое сим ответствую.

Местное правительство, которое не однажды обещало мне в нужном случае снабдить Черногорию порохом и свинцом, при теперешнем обстоятельстве, когда французский флот прорвался сквозь аглинский и не известно, где намеревается сделать дебарк, как я в присланном от вас, милостивый государь мой, екстракте нарочно [33] переменил, чтобы только испытать чистосердечие цесарцев, вовсе отказалось пропустить оной сквозь пределы свои в Черногорию, ни выгрузить оного в здешней провинции, а потому и возвращаю его паки к вашему превосходительству, не желая тайною выгрузкою подать поводу к жалобам; но отказ сей заставляет меня суриозно думать, что они по опытному их непостоянству совершенно преданы французам, тем более еще, что и разнесшийся в провинции сей и в Далмации слух об оборонительной и наступательной алиянции венского и пруского дворов с французами ежедневно подтверждается. К тому же еще появился в Герцеговине какой-то российской капитан, Ожеговичу подобный 2, а в Рагузу прибыл и туда же едет некто опаснее еще самого аббата Долчи-каноник Владкович 3 с одним немецким секретарем, которого признают за цесарского полковника. И хотя по принятым мною мерам эмиссарство их кончится, как Ожеговичево, но все таковые обстоятельства явные суть уже доводы нечистосердечия цесарцев и заставляют меня как о донесении министерству нашему всех таковых обстоятельств, так равно о испрошении наблюдений ваших, дабы в нужном случае силою оружия дать Герцеговине и Черногории зависящую от всех нас помощь на сей раз, да и на взятие Боки де Катаро не более потребно как только два фрегата, на коих было бы достаточное количество на 50 000 горских воинов пороху и свинцу, ибо при случае разрыва первое действие мое будет то, чтоб овладеть сею провинциею и тем доставить флоту нашему, а в нужном случае и войску свободную коммуникацию с действительно преданными всемилостивейшему государю императору нашему черногорцами. В то время могу уверить ваше превосходительство, что цесарцы и французы, с которой бы стороны ни наступали на Герцеговину и Черногорию, везде будут приняты геройски и что противу 50 000 регулярного их войска-30 000 черногорцов в пределах их противупоставить не токмо достаточно, но еще и изобильно.

Все, что наинужнейшим почитаю в нынешних обстоятельствах, есть то, чтоб частою присылкою военных судов доставили вы мне средство к скорейшему уведомлению вас, милостивый государь мой, о всем, что относится будет до службы, чести и славы августейшего монарха нашего.

Прилагаю при сем перевод показания, снятого в Черногории с бывшего при Ожеговиче слуге и к здешнему консулу доставленное. Прошу покорно, ваше превосходительство, все меры употребить, чтобы узнать от Ожеговича, чей он миссионер, сколько еще есть таковых, откуда, зачем именно стремятся они в Герцеговину и Черногорию, и не знает ли он чего о находящемся там ныне капитане, а также об канонике Владковиче и его мнимом секретаре. Вы в Ожеговиче имеете такой источник, из которого почерпнуть можно весьма важной материи.

Имею честь быть с истинным почитанием и таковою же преданностью,

милостивый государь мой, вашего превосходительства...

АВПРИ. Ф. Канцелярия. Оп. 468. Д. 2252. Л. 47-49. Копия.


Комментарии

1. Русские сухопутные войска находились в 1804-1805 гг. на Ионических островах, чтобы препятствоват наполеоновской агрессии в Европе (Станиславская А. М. Россия и Греция в конце XVIII — начале XIX века: Политика России в Ионической республике. 1798-1807 гг. М., 1976. С. 211).

2. Возможно, это и был Иван Ожегович, служивший в русской армии. Вышел в отставку в чине майора. В апреле 1804 г. выехал из России. Был направлен Карагеоргием в Герцеговину в качестве сербского эмиссара, чтобы склонить население к совместной борьбе против Турции (Первое сербское восстание... Кн. 1. С. 64; АВПРИ. Ф.ГА 1-9, 1802-1805 гг. Д. 7. П. 24. Л. 2-2 об; П. 23. Л. 4-4 об.).

3. Каноник Владкович, хорват по национальности, проводил агитацию в Герцеговине в пользу Австрии и действовал против России, внушая местным османским властям, что последняя подстрекает подданных Турции — сербов и герцеговинцев-к антитурецкому восстанию (Первое сербское восстание... Кн. 1 С. 168).