Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 1

Записка директора Азиатского департамента Коллегии иностранных дел С. Л. Лашкарева в Коллегию о прибытии в Петербург черногорского депутата Н. Черноевича-Давидовича 1

Сентябрь 1800 г. (Число в документе не указано)

Записка высокому министерству Азиатского департамента Коллегии иностранных дел от члена тайного советника Лашкарева

Прибывший сюда к высочайшему двору его императорского величества от черногорского митрополита Негоша и всего черногорского благородного собрания депутатом тамошним обер-воевода бывшей венецианской службы полковник граф Черноевич-Давидович предъявил мне данную ему от помянутых полную мочь поднесть лично его императорскому величеству от имени их в знак благодарности за оказанные к ним от его императорского величества высокомонаршие милости присланные с ним, Черноевичем-Давидовичем, 12 знамен турецких и саблю албанского Махмуд-паши, взятые у него в добычу в прошлом 1796 г. черногорским воинством 2, а равно и просить от имени помянутого митрополита:

1-е. Чтобы пожалованные от его императорского величества высочайшею его грамотою от 11 генваря прошлого 1799 г. 3 черногорской и бердской нациям по 1 000 червонных на год доставляемы к нему были от находящегося в Рагузе здешнего генерального консула, откуда он по близости места удобнее может их получать.

2-е. Чтоб пожалованный в то же время от его императорского величества оному митрополиту и народу черногорскому живописный портрет его величества доставлен был к нему в Черную Гору.

3-е. Чтоб пожалованная в бозе почивающим императором Петром Первым в 1715 г. и потом подтвержденная милостинная дача на Цетинскую обитель Рождества Пресвятые Богородицы доставляема к нему, митрополиту, чрез того ж генерального консула в Рагузе.

Вследствие чего, представляя о сем высокому министерству на благоусмотрение, испрашиваю, не угодно ли будет дать удовлетворение тем решениям от черногорского митрополита и всего собрания благородного и ходатайствовать от его императорского величества позволение помянутые 12 знамен и саблю албанского Махмуд-паши, яко знаки побед от давних времен преданного Всероссийской империи черногорского народа, приносимые оным пастырем их и им самим в изъявление благодарности их за оказанные к ним высокомонаршие его императорского величества милости, а равно и самого привезшего их графа Черноевича-Давидовича повергнуть к высочайшему его величества престолу.

Что же касается до прошений от оного митрополита Негоша о переводе к нему 1000 червонных 4 и особо милостинной дачи на Цетинскую обитель Пресвятые Богородицы чрез Рагузу, а равно и о доставлении к нему же портрета его величества, то [11] как перевода таковой суммы неудобно делать чрез Рагузу, по причине малости того места и здешнего там поста, не угодно ли будет приказать написать от Коллегии сообщение к г-ну действительному тайному советнику и государственному казначею барону Васильеву, на попечение которого и возложено именным указом от 11 генваря 1799 г. те 1000 червонных доставлять в Черную Гору, дабы он переводил их впредь чрез здешнего г-на посланника в Константинополе, а о переводе чрез того же милостинной дачи в назначенной по палестинскому штату срок исходатайствовать от его императорского величества указ Святейшему синоду. Впрочем относительно портрета его величества, пожалованного в 1799 г. оному митрополиту и всей черногорской нации, но не взятого бывшим в то время от оного здесь архимандритом Вукотичем 5 по причине распутицы и оставившего в Кабинете, где он и находится изготовленным к отправлению, не угодно ли будет дать приказание отправить его в Одесс к начальнику Черноморского правления, вследствие чего дать оному предписание, чтоб он при первом случае с отходящим в Константинополь казенным судном доставил его к г-ну Томаре, которому равномерно предписать с подобным же случаем доставить его в Рагузу к здешнему генеральному консулу, от которого помянутый митрополит по близости сего места от Черной Горы весьма удобно может оный получить.

Но как в таком случае потребна денежная сумма на наем подводы для доставления того портрета в Одесс и как таковой суммы в Коллегии не имеется, то в рассуждении, что оный портрет сооружен от Кабинета, не угодно ли будет исходатайствовать от его императорского величества высочайшее повеление, чтоб Кабинет от себя доставил его в Одесс или сумму на то, сколько следовать будет, в Коллегию отпустил.

Сверьх того он же, граф Черноевич-Давидович по содержанию той полной мочи своей вручил мне для предоставления высокому министерству на высочайшее его императорского величества имя прошение, в коем он представил о преданности и усердии от давнего времени ко Всероссийской империи черногорских и брдских славено-сербских народов, о заслугах их, каковые они по сие время для той империи оказали, и о потере ими чрез то самых лучших приморских мест, о притеснениях их германскими начальниками, а равно и о старании сил преклонить оных на свою сторону разными против России внушениями, о личной злобе к нему, графу Черноевичу-Давидовичу, германских начальников и старании их причинять ему вред и самую смерть за преданность его к России и старание препятствовать в их намерениях, неполезных для России, о готовности соединиться с черногорцами и быть под высочайшим его императорского величества покровительством далматиян, приморских жителей, герцоговинцов, бошняков, албанцев и сервионцов, а равно и о том, поколику оные народы, в случае войны с Портою Оттоманскою, быть могут полезны для Всероссийской империи, естли токмо порядочно установлены в них будут войска, по коему поводу он и мнение свое в сем же прошении изъяснил и объявил при том, что по исполнении оного империя Всероссийская могла б с малым числом своей армии иметь весьма выгодную войну с Портою Оттоманскою. Напоследок же, предая весть на соизволение его императорского величества, просил, в случае неприятия сего в уважение, о вящем подтверждении покровительства народу черногорскому и учреждении при митрополите Негоше одной особы для поспешествования благонамерению оного и наблюдения всего относительно пользы Всероссийской империи, как и для исполнения препоручений, какие могли бы быть от высочайшего двора, чему он, граф Черноевич-Давидович, согласно с желанием митрополита Негоша и всей нации черногорской, а равно и по собственным его усердию и преданности ко Всероссийской империи представляет себя самого. Но в случае, естли б не благоугодно было его императорскому величеству апробовать и сего его представления, он всенижайше просит принять его в число вернослужащих престолу его величества воинов с чином таковым, каковый он имел в венецианской службе, и с оказанием монаршей милости для [12] содержания его здесь. А в заключение сего прошения его представил сочиненный им план тем странам с описанием, почему и прилагаю при сем в подлиннике оное прошение на усмотрение высокому министерству (Подпись отсутствует).

Помета под текстом: Оный план остался у его превосходительства г-на тайного советника Лашкарева, а записка сия с прочими приложениями им возвращена в експедицию.

АВПРИ. Ф. Сношения России с Черногорией. 1799-1800 гг. Д. 31. Л. 42-45. Подлинник.


Комментарии

1. Никола Чиркович (уроженец Подгорицы), известный под именем Черноевича-Давидовича, в 1797 г. по поручению митрополита Петра I Петровича посетил Россию в качестве «ходатая за черногорские интересы». В августе 1798 г. на скупщине в Станевичах было принято решение направить его снова в Петербург для переговоров с российским правительством. Ему было вручено полномочие с подробной инструкцией (Опубл.: Павичевич Б. Политика цара Павла I према Црнсу Гори // Гласник Цетиньских музеиа. Цетинье, 1970. № 3. С. 35-39).

2. Речь идет о победе, одержанной объединенными силами Черногории и Брды в сражении при Крусах в сентябре 1796 г. над войсками шкодринского паши Махмуда Бушати, во время которого был убит и сам предводитель (Павичевич Б. Стваране Црногорске државе. Београд, 1955; Станоиевич Г. Црна Гора пред стваранье државе. 1773-1796. Београд, 1962).

3. Грамота Павла I от 11 января 1799 г. опубл.: Политические и культурные отношения России с югославянскими землями в XVIII в.: Документы. М., 1984. С. 385-386. С момента установления в 1799 г. субсидия исчислялась в 1 тыс. червонцев (3 тыс. руб.), что равнялось 1 тыс. цехинов, или 4 тыс. австрийских флоринов. Затем ее размер все время увеличивался (см.: Чурович М. Црногорске финансиие, 1860-1915. Титоград, 1960.

4. Русская денежная помощь Черногории была двоякой: государственная субсидия, предназначавшаяся для внутреннего благоустройства страны, содержания государственного аппарата, покупки боевого снаряжения, а в неурожайные годы-хлеба, и постоянная денежная помощь Цетинскому монастырю, поступавшая в распоряжение митрополита.

5. О миссии архимандрита Вукотича см.: Политические и культурные отношения России... С. 379 и др.