СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ, ВЫБРАННЫХ ИЗ МЕСЯЦОСЛОВОВ НА РАЗНЫЕ ГОДЫ.

ЧАСТЬ V.

В САНКТПЕТЕРБУРГЕ, 1790 года,

Иждивением Императорской Академии Наук.


V. ПЕРЕЧЕНЬ ПУТЕШЕСТВИЯ ШТУРМАНА ЗАЙКОВА К ОСТРОВАМ МЕЖДУ АЗИЕЮ И АМЕРИКОЮ НАХОДЯЩИМСЯ НА БОТЕ СВ. ВЛАДИМИРА.

(Из Месяцослова на 1782 год.)

Хотя об островах между Азиею и Америкою находящихся изданы уже в свет некоторые известия; но достаточного об оных сведения инако достигнуть не можно как чрез сношение разных путешествий, особливо таких, в которых со тщанием описано все, что путешествующего очам представилось: из числа таковых кажется описание путешествия Штурмана Зайкова от Его Превосходительства Иркутского Губернатора и Кавалера г. Клички в Академию присланное, и по тому перечень из оного, как прибавление к прежде изданным известиям, здесь поместить будет небесполезно.

Судно, на котором Штурман Зайков предпринимал путешествие, принадлежало Тульскому оружейнику Орехову с товарищи; людей на нем было 69 человек, в [147] том числе сам Штурман, передовщик, 57 работных людей из Россиан и 10 человек Якутов, которых по тому наипаче нанимают в подобные путешествия, что они не столько подвержены бывают цынготной болезни. Из Охотского порта бот св. Владимира вышел в 1772 Сентября 22 дня и путь продолжал к Камчатке при способном ветре до и Октября, а с сего числа продолжавшимся не малое время противным ветром судно отнесено было в море; по перемене ветра принужден был Штурман Зайков с общего согласия бывших на судне направить путь свой к Камчатке, и 19 Октября вошел благополучно в устье реки Воровской. Сия река отстоит от Большерецка к северу около 160 верст. Во время приходу его к Камчатке земля покрыта была уже снегом, и по тому для зимованья построены были Юрты на подобие Камчадальских.

По вскрытии рек 1773 Июня 12 дня из устья Воровской реки бош вышел в море, и направляя путь свой вдоль Камчатского берега Июля 7 дня достиг до второго Курильского пролива, где запасшись водою [148] Июля 10 дня при способном ветре пустился в Окиан, и имея плавание на SO, OSO и O не мог найти ни единого острова; на конец по перемене ветра Июля 26 дня пристал к Медному острову с северной стороны, и остановился в пещаной бухте, где напред сего промышленных суда становились. Тут по выгрузке припасов судно поднято на балки, для житья построены Юрты, (что во всех местах, где Зайков зимовать принужден был, делаемо было), поделаны байдары или коженые лодки, из которых в каждой по десяти человек поместиться и промышлять могли.

Остров Медной никем необитаемой простирается от NW к SW длиною на 50, шириною от 3 до 10 верст; на нем со всех сторон утесы вышиною около 40 и 50 сажен с небольшими на северной стороне бухтами и двумя малыми реками; на западной стороне острова при убылой воде по берегу сбирают кусками красную медь, и против того места утес имеет вид медной руды; лесу на нем кроме мелкого тальнику, и то в редких тундреных и сырых местах, нет [149] никакого; в низких местах ростет сарана вкусом похожая на земляные яблоки, и кутагарное коренье, величиною в небольшую морковь; трава вырастающая от него выше аршина употребляется в пищу. На сем острове звери водятся наипаче сивучи, коты и нерпа, и приходят с моря великими табунами. Бобры появляются на берегу с Маия 10 числа; тут плодятся и держатся по Ноябрь месяц; в Ноябре месяце сивучи и коты совсем от острова отходят, а бобры зимуют возле берегов; промышляют их в Сентябре и Октябре месяцах, чтобы выходны были шерстью, а мясо употребляется в пищу и сушеное запасается для путешествия на дальнейшие острова. Осень на острове Медном начинается в Сентябре месяце теплым воздухом; ветры северной и северозападной приносят снег; зима начинается с половины Декабря; снегу выпадает не больше аршина, и держится до половины Марта, по том от южновосточного ветра с дождем пропадает, при северном ветре начинается ясная погода. Зимою на острове водятся три рода чаек, мартышками [150] называемых, которых Штурман Зайков различает только по величине, именуя их большими, средними и малыми. Весна начинается с Марта при теплом и чистом воздухе и умеренных но переменных ветрах. В летнее время с половины Июня до половины Августа случаются густые туманы, и прогоняемы бывают ветрами северным и северозападным; снег на хребтах держится по Июль месяц.

По наступлении летнего времени, запасшись нужным к дальнейшему путешествию, Июля 7 дня с общего согласия Штурман Зайков следовал к другим островам, имея плавание к Алеутскому острову Атту, к которому и пришел Июля 30 дня в закрытую с северной стороны небольшими тремя островами бухту, имеющую берег и грунт пещаной. В некотором расстоянии от бухты к западу находится речка называемая Гаванска длиною на полверсты, шириною на 7, а глубиною на 1 1/2 фута, выходит из небольшого озера окружностию не больше полуверсты, а глубиною в 2 фута. Гавань или отстой для больших судов способен; тут [151] приготовя из наносного лесу все для зимования потребное, работные люди разделились по разными местам для промыслу бобров.

Остров Атту простирается от запада к востоку, длиною около 99, а шириною от 10 до 30 верст, обложен хребтами так как Медной остров; в редких местах ростет мелкой тальник. На северной стороне недалеко от Гаванской течет речка Саранна называемая, по тому что близ оной родится довольно Сараны. Она выходит из озера и величиною подобна Гаванской реке. На полуденной стороне от восточного мыса к западу находится третия речка Убиенна, подобная двум первым и выходящая как и две первые из озера.

Сей остров отыскан Тобольским купцом Михайлом Неводчиковым, в подданство приведен в 1748 году, и жители оного, коих ныне до 27 человек, кроме малолетных и женщин, платят ясак, нравом и обхождением между собою союзны, жен имеют по одной, говорят по Руски, крещение приняли от Россиян, и до них ласковы. По примеру Россиан [152] носят рубашки, торбасы с чулками, мущины и женщины носят парки песцовые и из птичьих кож сшитые; они Россиан получают обувь, чулки, платки, шапки, платье и медные котлы; табак обоего пола охотно употребляют, и все сие получают выменом на бобры. В пищу употребляют рыбу из речек и озер Красну, Ленок, Хайко и Тальму, которая входит с моря в Маие месяце и держится по Сентябрь, запасают коренье кутагарник и сарану, осенью и зимою на море удят треску и палтасину; временем море выкидывает китов, которых жир и мясо употребляют в пищу; промышляют бобров и песцов голубых небольшое число, сивучей, котиков и нерпу, но весьма редко. Для житья делают юрты подобные Камчатским и пользуются выкидным по берегам лесом; состояние воздуха и установление погод подобно тому, какое на Медном острове. В расстоянии 35 верст от сего острова лежит другой называемой Агату. Жители на нем ведут род жизни сходной с родом жителей острова Атту. [153]

На острове Атту, оставя для промысла звериного с нужными для жизни и для промыслу припасами 10 человеке, в 1775 году Июля 4 дня судно отправилось к лежащим по одной гряде с прежними островам, и продолжая плавания по северную их сторону, 19 числа того ж месяца пристало к острову Умнаку; вшедши в небольшую бухту, нашло в ней стоящее на якоре судно Св. Евпла, Вологодского купца Буренина и компании; для лучшего успеха обе компании согласились между собою промысел продолжать на таком основании, чтобы одному судну, снабдя оное 60 человеками и всеми нужными припасами, следовать далее к востоку для открытия островов и промысла зверей, другому же судну с 35 человеками промышлять на острове Умнаке до возврату первого, и весь по том промысел делить по равной части. По сем 1775 Августа 3 дня Штурман Зайков на бот св. Владимира от острова Умнака отправился далее к востоку, и имея плавание при разных ветрах Августа 17 числа поравнялся против острова Унимака, вошел в пролив Исанок, [154] отделяющей остров Унимак от Американского мыса Аласки, и наконец в той самой бухте, в которой стоял флота капитан Креницын, остановился. Широта пролива с северной стороны около трех верст, а глубина 9, 10, 12, 14, и 16, футов. Прилив и отлив бывает в нем весьма быстрой.

На сем острове пробыли промышленые около трех лет, и по тому могли получить о жителях тамошних падежные известия. Чрез ласковое обхождение с жителями острова Унимака снискали они дружбу и Алеут, живущих чрез пролив на Американском мысу Аляске; часто приходили они в жилища промышлеников Российских, и угощаемы были тем, что почитают за лучшее; дарили их табаком Черкаским, корольками разных цветов, котлами медными, рубашками и котовыми кожами. Зайков видя склонность их к Россиянам и обнадеживая их Высокомонаршею ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА милостию, старался привесть их в подданство Российское, в знак коего они добровольно ясак приносили. [155]

В бытность там Аглинского Капитана Кука спрашивали их Агличане, под какою они находятся державою. Жители в знак зависимости их от России показывали им данные от Зайкова в приеме зверей росписки. Они уверены будучи о дружбе Россиян давали им аманатами детей своих и родственников, кои содержаны были ласково. Зайков видя совершенное между компаниею и жителями согласие от пролива Исанок отправился к острову Ссюлатыс для описания оного и других лежащих близ его островов.

Остров Унимак простирается от ONO на WSW длиною 90, а шириною от 25 до 30 верст, на западном мысе с обеих стороне имеет утес, от утесов же берег пещаной, отлогой и мелководной. Посреди острова есть хребет, на котором временем горит сопка, на северной стороне две небольшие речки, одна из них выходит из озера; рыба в них в летнее время входит с моря; на западной стороне острова водятся, но в малом количестве, сивучи, нерпы и бобры, а на самом острове медведи черные, норки, [156] выдры и еврашки: жители живут в юртах посемейно; на восточном берегу, где судно стояло, ростет ольха вышиною не больше как в полторы сажени, а толщиною вершка в четыре; на строение юрт, байдар и прочих нужд довольствуются выкидным с моря разным лесом лиственичным, осиновым, тополовым, березовым, сосновым и еловым.

В проливе Исанок в зимнее время сильным южновосточным ветром с дождем взламывает лед, которой приливом и отливом по проливу носит взад и вперед, от чего прекращается сообщение с Аляскою. Пролив длиною около 20, а шириною от 3 до 7 верст. По берегу с северной стороны до половины пролива пещаные бухты, а южная сторона в утесах.

В расстоянии 6 1/2 миль (Г. Зайков не упоминает, какие мили разуметь должно; вероятно однакож, что разумеет морские Аглинские, из которых в одной содержится 1 4/5 верст.) от пролива Исанок в южной стороне лежит остров Саннах, окруженной малыми островами, [157] длиною около 20, а шириною от 7 до 9 верст, берег его весь в утесах с небольшими бухтами и подводными около берегов каменьями. На сих островах водятся лисицы чернобурые, сиводушки и красные, а подле берегов бобры и нерпа. Жители острова Саннаха довольствуются лесом выкидным с моря.

В 22 милях они того же пролива находится остров Унгин кругловатой от SW на NO простирающийся, берег его в утесах с пещаными бухтами; живущие на нем Алеуты одного с прежними рода; кроме лисиц, бобров и нерпы промышляют оленей, выдру и еврашек.

Западной мыс Аляски населен Алеутами того ж рода, семьями живущими. Берег Аляски с южной стороны до острова Ссюлатыс на 200 верст в утесах с пещаными бухтами; лес на нем растет ольховой, около берега ловятся бобры, сивучи и нерпа, а на матерой земле медведи, волки, олени, лисицы красные, выдры, россомахи, норки и еврашки.

Описанные по сие время острова под красною краскою осматривал сам [158] Штурман Зайков, а о берегах пунктиром назначенных получил известие от лучших Алеутов, которые морем по обеим сторонам Аляски в байдарах бывали для промыслов, и уверяли; от пролива Исанок на северной стороне Аляски берег пещаной, отлогой и мелководной около 200 верст простирающейся. На южной стороне от острова Ссюлатыся в расстоянии около 400 верст лежит остров Кадьяк. Ширина мыса Аляски ростет до Кадьяка по степеням от 30 до 70 верст; начиная от Кадьяка ростет лес лиственичной, сосновой, березник, осиновой и тополовой; звери водятся медведи, олени, волки, лисицы, выдры, россомахи.

Жители острова Кадьяка, называемые Каняги, говорят отменным языком от Алеут живущих на островах и на мысе Аляске; по берегу на восток селение их простирается около 600 верст и живут в Юртах; по том другой род Шугачи, и на конец бородатые люди друг от друга в великом расстоянии: каждой род живет особливым обществом и говорит особливым языком. На северном [159] берегу Аляски против Кадьяка, откуда матерая земля к северу склоняется, обитающий народ, называемый от Каняг Кинаи, а от Россиан Зубатые люди, сходен с Чукчами. Сии роды воюют друг против друга; берут в плен только жен и малых детей, а мужеск пол предают смерти: пленных содержат вместо холопей.

Старшие и лучшие жители Американского мыса Аляски уверяют, что Алеуты произошли от них, а в древние времена переходя с острова на остров самовольно расселились до самых ближних к Камчатке островов, то есть до Атту и Агату. Закона они никакого не знают, чрез шамана призывают диавола, но жертвы не приносят и ничего не обожают. В зимнее время для препровождения времени мущины и женщины сбираются в юрту, надевают деревянные выкрашенные личины, выставляют на высоких местах болванов на подобие человека, птицы и зверя морского сделанных, но оных не обожают, бьют в бубны, поют песни и пляшут. Платье носят из птичьих и котовых кож, шапки деревянные раскрашенные и убранные [160] корольками, птичьим перьем и костяными статуйками; волосы имеют длинные, женщины вяжут на зади пучок, спереди подстригают; у малых детей для красы лицо натыкают иглой и натирают черным камнем: мущины и женщины в ушах и на шее носят одекую белого по четыре нитки и больше; собирают выкидываемой на береге жаркой янтарь, кость из червей озерных достают от Каняг, которую за большое богатство щитают.

В зимнее время лучшие жители носят торбасы сшитые из горл сивучьих, котовых и нерпичьих; недостаточные же ходят босые; промышляют по островам сивучей, котов, бобров, а против мыса Аляски и моржей; на промысел выезжают на море в 10 и 20 байдарах, в каждой по одному человеку, и бьют их стрелами оправленными костяными и каменными копейцами. Вместо лука служит дощечка длиною в 9 а шириною в 1 вершок, из которой махом ручным стрела вылетает саженей на 20. Других орудий для промыслу ни каких не имеют. [161]

Лучшие мужики, называемые Тосны, в холопях имеют по три и по четыре человека Кто на море больше зверей промышляет, тот большим числом и повелевает. Жены их упражняются в делании ниток из жил китовых и звериных, шьют на себя и на мужей своих платье и обувь, из трав делают для постилки небольшие ковры и кульки для поклажи всяких вещей, иглы делают из птичьей кости Сверьх своего платья приобыкли носить рубашки, шелковые, бумажные и холщевые платки на шее; за бедность почитают не иметь котла для варения пищи; как мущины так и женщины любят Черкаский табак; одекуи и корольки разного цвета щитают богатством, и все сии вещи выменом получают от Россиан.

В летнее время питаются рыбою, входящею с моря в речки; ловят ее сетьми из китовых жил сделанными и колют небольшими костяными копьями; на море треску и палтасину ловят удами; не редко выкидываемые из моря киты служат так же пищею. Из плодов земных запасают сарану и кутагорное коренье. На мысе [162] Аляски родится малина, глубника и черница.

Ежели у Тосна умрет жена или лучший мужик, то на некоторых островах в обыкновении было умерщвлять любимого невольника или невольницу, и погребать вместе с умершею женою или мужиком; но с того времени, как Россиане стали им отсоветывать, сие обыкновение прекращается, но постоянно сохраняется следующее. Ежели у Тосна умрет любимая жена, то вынимают из мертвого тела внутренность, а тело кладут в ящик и увязав на крепко ремнями, держат оной в юртах против того места, где спят. Умерших пожитки без остатку сожигают; с любимыми детьми так же поступают.

1778 года Маия 27 дня с острова Унимака Зайков с компаниею отправился в обратной путь и прибыл к острову Умнаку Июля 20 дня в ту же гавань, где приставал бот прежде. Прибывши к сему острову промышленное обеими компаниями разделили по учиненному договору, по том каждая отделилась особо для промыслу. Остров Умнак простирается от ONO [163] на WSW в утесах с небольшими бухтами, длиною около 90, а шириною от 7 до 20 верст.

1779 Маия 19 дня по исправлении бота и нагружении всего, что было промышлено и к пище потребно, Зайков отправился к острову Атту за оставленными на нем для промысла десяти человеками. Плавание имея по северную сторону островов видел он остров Ситуин, положенной на карту флота Капитаном Креницыным; острова под красною краскою положены на карту штурманом Зайковьим по пеленгам взятым во время обратного плавания, а острова Адар, Канага, Танага, Аматы, Гнак, Горелой, Семисопошкой, Амачитка, Крысей, Ситхин, Чехула-Кыска, Булдырь, желтою краскою отличенные, понеже описать их с точностию ветр не допустил, положены на карту по известиям бывалых на оных островах промышленных находившихся на боте Св. Владимира. По начислению же Зайкова выходит, что острова сии лежат восточнее 4-мя градусами, нежели показано от г. Креницына. [164]

Маия 30 дня Зайков достиг до острова Атту откуда взявши оставленных на оном промышленных Июня 12 дня следовал к Коммандорскому острову для добычи котов на пищу; откуда отправясь 23 Июня прибыл в устье Охотского порта Сентября 6 дня, лишившись во все путешествие 12 человек.

Кроме ясаку в казну принадлежащего вывезено судном оружейника Орехова с товарищи бобров и маток бобровых 2679, кошлаков бобровых 1159, хвостов бобровых матошных и кошлаковых 2874, медведков бобровых 583, лисиц чернобурых 549, сиводушек 1099, лисиц красных 1204, выдр 92, россомаха 1, волков 3, норок 18, котиков морских серых 1725, песцов голубых 1104, кости моржовой 9 пуд 10 фунтов.

Текст воспроизведен по изданию: Собрание сочинений, выбранных из месяцословов на разные годы. СПб. 1790

© текст - ??. 1790
© сетевая версия - Тhietmar. 2020
© OCR - Иванов А. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001