СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ, ВЫБРАННЫХ ИЗ МЕСЯЦОСЛОВОВ НА РАЗНЫЕ ГОДЫ.

ЧАСТЬ V.

В САНКТПЕТЕРБУРГЕ, 1790 года,

Иждивением Императорской Академии Наук.


IX. ПЕРЕЧЕНЬ ПУТЕШЕСТВИЯ ПРЕДПРИЯТОГО К ОСТРОВАМ МЕЖДУ АЗИЕЮ И АМЕРИКОЮ НАХОДЯЩИМСЯ НА СУДНЕ СВ. МИХАИЛА.

(Из Месяцослова на 1783 год.)

Его Превосходительство Генерал-Майор и Кавалер Франц Николаевич Кличка, сообщил Академии два путешествия к островам, между Азиею и Америкою находящимся. из которых перечень одного на боте св. Владимира издан в Историческом и Географическом календаре на 1782 год. Ныне за благо рассуждено издать перечень и второго на судне св. Михаила; по тому что в нем содержатся известия, которых в прежнем не находится.

Судно Тотемского купца Алексея Холодилова с 63 человеками отправилось из Охотска в 1772 году Сентября 4 дня под предводительством штурманского ученика Дмитрия Полутова; Сентября 8 дня вышло из устья Охотского в море, и при благополучной погоде плыло до 20 числа Сентября; а сего числа силою западного [305] ветра при полной воде выкинуло оное без повреждения на Камчатской берег между рекою Мытогою и Большею рекою.

Судно сие по перезимовании в Большерецке Июля 7 дня 1773 года отправилось в путь, и следуя к Командорскому острову 27 дня того ж месяца вошло в гавань, в речку лежащую на полдень к западному носу, где паки зимовать осталось. Остров сей протягается от запада на восток около 100 верст, а в ширину от 10 до 15 верст; людей и лесу, кроме мелкого талового сланца, нет никакого; морские звери водятся на нем: бобры, сивучи, нерпы, коты; приходят в Апреле и Маие месяцах, тут плодятся, и отходят в Ноябре месяце. На сем острове промышляют так же и голубых песцов. Во время бытности на сем острову пищею служит находящаяся по разным речкам рыба, по Камчатски называемая красна, бела, кижучь, гольцы, також коты, бобры, нерпы, сивучи и птицы разных родов; для пути заготовляется котовое и сивучье мясо, сушеная рыба и жир, а для байдар и платья сивучьи и котовые кожи называемые Лахтаки. [306]

По снабжении судна нужными вещами в 1774 году Июля 17 дня следовали в море до острова Уналашки, и 7 Сентября вошли в свободную гавань в речку с северной стороны, где и Капитан Лейтенант Левашов приставал с своим судном; кроме сей гавани есть на Уналашке другие небольшие. Остров длиною около 120 верст, а шириною от 10 до 18 версте; лесу на нем кроме талового сланцу нет никакого, ясашных и неясашных на нем обитателей больше двух сот; мущины платье носят птичье и кишешны, камлеи, шапки деревянные, а женской пол котиковы, в губах и в носу носят кости, в ушах бисер и корольки разного цвета, но преимущественно белого, волосы с переди стригут, а с зади вяжут пучком и выпускают виски; юрты строят из наносного лесу, вкапываясь в землю на сажень; по разным речкам промышляют рыбу красну, белу, кижичь, гольцы и горбушу, и к пище служащие собирают ягоды малину, шикшу, черницу, сарану, траву сладку, корень называемой макарша и другой желтой подобной осолодке; на Уналашке водятся [307] звери лисицы чернобурые, сиводушки и красные; морские нерпы, сивучи и малое число бобров. Обыватели Уналашки на промысел зверей и китов выезжают в байдарах в Маие месяце человек по сту, стреляют из луков, и мечут с доски стрелою, которая длиною около двух аршин, и у которой в конце вставливается острая кость или камень, служащий вместо железа; к стрелам привязывают пузыри, чтобы потонуть не могли.

Во время бытности на острове Уналашке ездили на остров Умнак, расстоянием от Уналашки около 5 верст. Остров Умнак длиною около 100, а шириною от 7 до 15 верст; лесу на нем как и на других кроме сланцу не ростет никакого; по средине оного есть горящая сопка, от которой по низменным местам исходят горячие ключи; жители в них варят мясо, рыбу и коренье; близ западного носу на северной стороне есть гавань. Звери водятся: лисицы чернобурые, сиводушки и красные, нерпы, бобры в малом количестве; жителей на нем ясашных и неясашных до 80 человек, которые в обхождении были ласковы. [308]

От острова Уналашки к востоку лежит остров Унальга, пролив между ими около 5-ти верст, в длину имеет неболее 10, а в ширину одной версты; лесу и речек на нем нет, а для пищи ростет сарана, коренье, сладкая трава, ягоды шикша; на нем водятся лисицы тех же родов и нерпа, а бобров нет.

От Унальги к северовостоку лежит остров Акутан, отделенной от Унальги проливом около 20 верст, длиною около 40, а шириною от 5 до 10 верст, утесист и гавани способной неимеющий; лесу как и на других островах никакого кроме сланцу не ростет; звери водятся, кроме бобров, те же как и на прочих, ростет сарана, коренье, трава, ягоды, шикни; в небольших речках рыбы не бывает, а жителей на нем ясашных и неясашных около 40 человек.

От Акутана на северовосток чрез пролив в три версты лежит остров Акун, длиною около 35, а шириною от 10 до 15 верст, гавани не имеет, кроме: малой бухты с северной стороны; лес ростет только сланец; речки хотя на [309] нем и есть, но рыбы в них бывает мало; сверьх коренья ростут ягоды, шикни, сарана и трава сладкая; звери водятся: лисицы, бурые сиводушки, красные и нерпа, бобров не бывает; жителей на нем ясашных и неясашных 50 человек.

От острова Акуна пролив около 30 верст к острову Аватанок лежащему на восток, длиною около 20, а шириною от 3 до 5 верст; гавани не имеет; жители, коих числом с 20, в пищу употребляют траву, коренье, сарану, ягоды, речки хотя и есть, но безрыбны; звери водятся те же как и на прочих островах, бобров не бывает.

От Аватанка на юговосток лежит остров Кигалка, между ими пролив шириною около 20 верст, остров в длину имеет 20, а в ширину от 5 до 7 верст, гавани, кроме небольшой бухты, к судовому отстою неспособной, никакой не имеет; речки безрыбны; жителей на нем 40 человек, коих род пищи тот же, и звери водятся те же, какие на упомянутых пред сим островах. [310]

К северовостоку от Кигалги чрез пролив около 5 верст лежит островок Угамок; на нем жителей 7 человек, питаются тем же, чем и на прочих островах, обходительны и дают для доказательства верности детей своих в аманаты. Звери водятся красные только лисицы и нерпы.

В 1776 году Июня 15 дня по вооружении судна и взяв с острова Уналашки толмачей отправились на острове лежащий на северовостоке и отстоящий около 800 верст. Июня 24 дня приплыли к восточному носу, и вошли в бухту, которая в острове залегла верст с 15, а по входе имеет 10 верст; в бухту впадают многие речки рыбою изобильные; в бухте есть залив служащий судам гаванью при полной воде глубиною в 2 1/2 сажени, изобильной рыбою и птицами.

Отыскивая место к расположению для промысла, нашли от залива в 55 верстах на полуденной стороне 36 юрт пустых, кои ставлены на столбах, с боков обиты лесом и покрыты травою; в них поделаны многие казенки, внутри обитые [311] травяными цырелками, рогожам подобными; для входу вверху сделано окно, которое прикрывается кишешною окончиною; в зимнее время нагревают сии казенки горячими каменьями и живут к них Тоены и лучшие мужики; посуду имеют глиняную и деревянную; лес ростет ольховник, рябинник, тальник и небольшой березник; в хребтах ростет немалой величины топольник, из которого делают боты на подобие Камчадальских и помещаются в оных на воде по пяти человек. В длину сей остров простирается около 200 верст, а в ширину от 20 до 30 верст и имеет хребты, сопки, и низменные полевые места. Число жителей не известно; ростет на нем довольно сладкой травы, сараны, ягод, шикши, малины, брусницы, морошки, черницы, голубины и коренья; изобилует разною рыбою; звери водятся: лисицы бурые, сиводушки и красные, медведи, еврашки, выдры, горностаи и собаки; из водяных зверей примечены только нерпы. Июля 4 дня показалось жителей сего острова человек до 40, вооруженных копьями и стрелами, имея на себе платье, парки птичьи, котовое, еврашье, лисье [312] и рыбные кожаны; у иных волосы пробраны были рядом, а у иных выбриты; с судна посылан был толмач с 10 человеками, которые, изображая им ласки, давали бисер и корольки и звали их на судно; но никто из них на оное итти не согласился, а подаваемые им вещи ухватя урывкою убегали; по словам толмачей язык их много несходен с языком прочих островских жителей. Тоены имеют по своим родам власть, и делают в летнее время походы на другие острова в немалом числе, и пленных содержат в калгах или холопях. По причине сих обстоятельств возвратилось судно к острову Уналашке, где оставя толмачей с награждением, из которых один по желанию своему приняв крещение остался на судне, судно следовало к острову Атхе, куда прибыло Августа 2 дня. Остров Атха длиною около 100 верст, а шириною от 10 до 15; на нем есть горящая сопка, из которой выметывается горючая сера, по низменным местам истекают горячие ключи; на северной стороне близ западного мыса есть безопасная гавань, а с [313] полуденной стороны залегла по средине острова бухта, к отстою суден довольно способная; лесу на нем не ростет никакого и в речках рыбы мало. К пище человеческой сладкой травы, коренья, сараны, ягод, шикши и птиц довольно; водятся на нем голубые песцы, сивучи, нерпы и бобры. Жителей на Атхе ясашных и неясашных 35 человек.

От острова Атхи к Амлю пролив около 5-ти верст; во время прибылой воды в проливе бывает быстрое течение; остров утесист, длиною около 70, а шириною они 7 до 10 верст; гавани ни одной не имеет, а имеет небольшие бухты, на восточном и западном носу низменные места, к пище травы сладкой, коренья, сараны, ягод, шикши и птиц довольно, водятся только сивучи, бобры и нерпы. Жителей на нем ясашных и неясашных 30 человек.

От Атхи к западу чрез пролив в 25 верст лежит остров Тагалах, длиною в 10 верст, а шириною с 3 версты, пристани и лесу не имеет; для пищи ростет довольно сладкой травы, сараны, [314] коренья, ягод, и шикши, птиц водится довольно, кроме сивучей, нерпы и бобров, других зверей нет ни каких; жителей на нем 5 человек.

От Тагалаха к западу в пяти верстах лежит небольшой остров Егитки безлесной, во круг утесист и гавани неимеющей; в средине острова с северной и полуденной стороны прилегли мелкие бухты, между коими перешеек не больше полуверсты. Произрастения к пище служащие ростут те же, какие на других островах; зверей кроме бобров и нерпы никаких на нем не водится; жителей имеет 3 человека.

От Егитки в 10 верстах лежит остров Ситхина; наименование сие значите белую сопку, которая прежде горела и провалилась; жителей на нем 2 человека; звери водятся только бобры и нерпы.

Малые острова не подалеку лежащие пусты и гаваней и зверя никакого не имеют.

От острова белой сопки к западу чрез проливе в 40 верстах лежит остров Адах; в кем находится глубокой залив, и составляет удобную для судов гавань; [315] но вход в оной при полной воде бывает не больше 2 саженей. Для пищи довольно ростет на нем травы, коренья, сараны, ягод, и в речках рыбы небольшое число. Зверей иных не водится кроме бобров и нерпы, а жителей на нем ясашных и неясашных 20 человек.

От Адаха к западу ж в 20 верстах лежит остров Канага; на нем нет ни лесу, ни гавани, и зверей не водится кроме нерпы, а редко бобры; на восточном берегу находится сопка, из которой выбрасывается горючая сера, и истекают горячие ключи; жители острова сего, коих числом 30, варят в них пищу.

От Канаги на запад в расстоянии 7 верст лежит остров безлесной Таках; пролив между ими по причине подводных камней и мелкости весьма опасен, будучи кругл, в диаметре имеет около 40 верст; гаваней способных не имеет, кроме бухт опасных; из зверей водятся на нем нерпы и редко бобры. В пищу обывателям, коих числом 30, служит трава, коренья, сарана, ягоды и птицы; по средине горы горелая сопка, от которой истекают [316] горячие ключи. К полудню острова прилегли пять небольших островков с малым числом жителей, которые питаются равным образом как жители прочих островов.

От помянутых пяти островков к западу, в расстоянии около 150 верст, находится остров Уньяк, от Россиан Семисопошным названной, из коих одна горит. Остров сей в длину имеет около 70 верст, а в ширину от 30 до 40 верст; лесу, гаваней и земных зверей на нем нет, кроме сивучей, нерпы и бобров. Живущие на нем 25 человек разнствуют языком от обитателей прочих островов; платье носят как женской, так и мужеской пол птичье, котовое, лица вышивают; женщины в ушах ничего не носят, а носят в губах и в носу кости около четверти. В пищу служат те же произрастения и животные, какие на других островах.

К запалу от Семисопошного чрез пролив около 40 верст лежит низменной остров Амчитха, длиною в 80 верст, а шириною от 7 до 15 верст. На северной стороне имеет небольшую бухту для входу [317] судов; лесу на нем и зверей нет кроме сивучей, нерпы и бобров; для пищи ростет морошка, шикша, коренье и трава; плодятся серые гуси, и когда линяют, жители ловят и переломывают у них крылья, и когда надобно, употребляют в пищу; жителей на нем 30 человек и говорят одинаким языком с жителями острова Уньяка.

От Амчитхи к западу в расстоянии 20 верст лежит небольшой и утесистой остров Ситигнак; жителей на нем нет, а есть горелая сопка.

За островом Ситигнаком к западу в 15 верстах находится остров Агадак, длиною в 30, а шириною около 25 верст, утесист; гаваней, лесу и зверей кроме больших серых крыс на нем нет, а из морских зверей водятся сивучи, нерпы и бобры; жителей на нем 10 человек; в пищу употребляют траву, коренье и птиц.

На всех выше сего упомянутых островах жители никакого закона не знают, имеют шаманов, которые им будущее прорицают. В Декабре и Генваре месяцах вдеваются в птичье и звериное лучшее [318] платье, накладывают разные деревянные маски и собираясь пляшут, бьют в бубны и поют. Жен имеют по стольку, сколько кто содержать может. Начальникам своим мало послушны, и о престарелых родителях мало попечительны. От природы понятны и памятны, а нравом горячи и легки.

От Агадака Июля 25 дня судно отправилось к Охотску; но за противными ветрами принуждено было войти в Ниже Камчатское устье, где всему промыслу учинен раздел, которой состоял из 1890 бобров, маток и кошлаков; из 220 медведков, из 1517 хвостов бобровых матошных и кошлочьих, из 163 медковых, из 319 лисиц черных и чернобурых, из 431 сиводушки, из 198 красных, из 901 песца и 1430 котиков.

Текст воспроизведен по изданию: Собрание сочинений, выбранных из месяцословов на разные годы. СПб. 1790

© текст - ??. 1790
© сетевая версия - Тhietmar. 2020
© OCR - Иванов А. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001