Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

78. ИЗ ДОНЕСЕНИЯ Ф. ДЕЙНЫ Р. ЛИВИНГСТОНУ

№ 7

С.-Петербург, [18] 29 сентября 1782 г.

Сэр.

... 1 Чтобы сообщить вам более подробные сведения о торговых делах этой страны, я послал вам (вместе со словарями, которые выпросили) небольшой печатный трактат по этому вопросу 2. В нем излагаются некоторые сведения о здешней торговле, и он, возможно, окажется полезным для наших торговцев. В целом он хорошо написан, и, как я узнал, этот трактат единственный опубликованный здесь труд по этому вопросу. Ее в-во, кажется, уделяющая много внимания торговле своей империи, отменила многие ограничения, которыми эта торговля была прежде связана. В частности, любым лицам, уплатившим пошлину, теперь разрешено вывозить все виды военных товаров, селитру, ревень и т. д. Недавно стали поощрять развитие рудного дела. Хотя в этой империи имеются обширные копи, они до времен Петра I никогда не разрабатывались. До Петра I Россия ввозила все свое железо, медь, свинец и т. д. главным образом из Швеции. А ныне Россия отправляет за границу столько же железа (вывоз меди запрещен), сколько Швеция, т. е. ежегодно около 3 млн. пудов. Пуд — это 40 русских фунтов, чуть больше 36 английских фунтов. Некоторые сорта русского железа не хуже лучших сортов железа из Швеции, особенно железо марки «старый соболь». Если я не ошибаюсь, мы обычно вывозили много железа из Швеции.

По приезде в Россию я узнал, что здесь сильно опасаются того, что мы будем соперничать с ней в других частях Европы, особенно в торговле такими важными товарами, как железо и пенька. Кроме всего того, что я сказал по этому поводу в моих заметках, содержащихся в письме № 3 3, я постарался показать, что едва ли в этом столетии мы сможем обеспечить внутренний рынок собственными рудами, не говоря уже о чужеземных рынках. Я разъяснил, что рабочая сила в горном деле очень дорога, и уж если мы возьмемся за него, то должны использовать труд свободных людей, а не рабов, как это широко принято в Европе. У нас никогда не было белых рабов, а ввоз черных мы запретили. По этой причине, а также вследствие того, что неприятель, двигаясь по южным штатам, похитил негров со многих плантаций и отправил немалое число рабов на свои острова, мы в скором времени не увидим ни одного раба в нашей стране. Политика нашего правительства направлена против работорговли, и если даже предположить, что мы сможем разрабатывать свои копи с применением труда свободных людей почти столь же дешево, как Россия, то все же будем вынуждены ввозить русское железо в больших количествах. Ибо характер других товаров, которые мы будем приобретать в России, таков, что нашим судам потребуется балласт, и поэтому целесообразнее загружать их железом, а не брать другой, невыгодный балласт или уходить без груза. Мы, таким образом, всегда будем иметь выгодные сделки. Наличие огромных необработанных территорий, легкость, с какой каждый житель может стать независимым владельцем участка земли, достаточного для содержания себя и своей семьи, члены которой в свою очередь также могут найти возможность жить в условиях независимости,— все это создает такую обстановку, что люди вряд ли сочтут уместным зарываться в недра земли и отдавать свою жизнь и свой труд ради прибыли других.

Что касается пеньки, то я отметил, что, несмотря на поощрительные премии, выделяемые английским парламентом, и влияние королевских губернаторов в английских колониях, мы никогда серьезно не занимались выращиванием конопли. Мы продолжали ввозить ее через Англию в очень больших количествах, и редкое судно уходило оттуда без груза пеньки. Мы ее никогда не экспортировали, если не считать отдельных случаев с целью получения премии. Наш народ всячески противится выращиванию конопли, ибо она не только требует хорошей земли, которую можно использовать с большей выгодой под зерновые, но и очень быстро истощает почву. Зерно — это один из наших главных товаров, и мы ведем прибыльную торговлю им со всей Вест-Индией, а также с некоторыми южными районами нашего континента. Более того, политика Америки, если обстоятельства обратят ее внимание на промышленников, будет направлена на поощрение производства грубой шерсти, а не холста разных видов, и с этой целью Америка будет способствовать расширению производства шерсти, а не льна или конопли. Такой принцип хорошо сочетается с выращиванием зерновых культур, так как это способствует снабжению страны продовольствием, удешевляет труд и создает дополнительные товары для внешних рынков, земли же не истощаются, а, наоборот, значительно улучшаются. [114]

Этими доводами, детально развитыми, и теми, которые приведены мною в вышеупомянутых заметках, я попытался, и, надеюсь, не без успеха, рассеять всякие опасения относительно указанного соперничества с наглей стороны. Для нас это важный вопрос, поскольку разговоры о соперничестве ведутся как нашими друзьями, так и недругами, хотя по совершенно различным мотивам. В дальнейшем я дам дополнительные разъяснения по этому вопросу... 4

P. S. Я не пишу вам вашим шифром, и, поскольку ваше последнее письмо затерялось, думаю, что не делать этого теперь есть еще больше оснований, чем тогда, когда я писал последний раз 5.

MHS, Francis Dana Papers, Official Letters 1781 to 1782. Копия, англ. яз. Опубл. полностью: RDCUS, vol. V, p. 780—783.


Комментарии

1. В начале донесения Дейна подтвердил получение от Ливингстона депеш вместе с приложениями, сообщил, что следует его инструкциям, и кратко прокомментировал политику России в отношении Крыма, а также русский экспорт в 1781 г.

2. Не установлено, о каком опубликованном труде идет речь.

3. См. док. 72.

4. Далее следует краткое изложение полученных Дейной сведений о военных действиях в Америке и Европе.

5. См. док. 77.