Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

61. ДОНЕСЕНИЕ И. М. СИМОЛИНА И. А. ОСТЕРМАНУ

№ 18

Лондон, 5/16 ноября 1781 г.

Милостивый государь.

В ходе состоявшейся вчера обычной беседы милорд Стормонт сказал мне, что еще не имел возможности посоветоваться с кем-либо по поводу сообщений 1, которые ему передали г-н граф Бельджойозо и я. Однако он дал мне понять, что предложение, касающееся Америки, не может быть никак изменено и что здесь не знают, чем его заменить; что британская нация сражается за свои самые насущные интересы и свое политическое существование и он не думает, чтобы Англия подписала позорный мир даже в том случае, если бы французы захватили Тауэр. Если бы речь шла об уступке одной провинции, можно было бы договориться в надежде возместить эту потерю чем-либо другим. Но в споре о том, должна ли Америка оставаться подвластной Великобритании или стать независимой, промежуточного решения нет. Впрочем, ничто, по его словам, не доказывает с такой очевидностью отсутствие у обоих Бурбонских дворов стремления к миру, как сделанные ими предложения, столь явно противоречащие мнению двух августейших посредников, которые считают, что «одна воюющая сторона всегда предлагает другой лишь то, на что она сама полагала бы возможным согласиться, если бы была на ее месте». Он считает нелепым требование Испании о том, чтобы ей безоговорочно гарантировали уступку Гибралтара, и полагает, что если бы здесь захотели дать дерзкий ответ, то с таким же основанием могли потребовать предварительной уступки Мадрида. Милорд Стормонт заметил также, что тем же договором 2, в силу которого испанский трон был передан одной из ветвей династии Бурбонов, Великобритании гарантировано владение Гибралтаром и Меноркой, и, по его мнению, Бурбонский дом очень дешево купил упомянутый трон.

Хотя эта беседа не может рассматриваться как официальная, я, однако, полагаю необходимым доложить о ней в. с-ву, так как она позволит вам предугадать решение 3, которое примет лондонский двор в отношении последних сообщений, и покажет, что лишь оружие может быть арбитром в этом серьезном столкновении интересов.

Имею честь...

И. Симолин

Получено 4 декабря 1781.

АВПР, ф. Сношения России с Англией, on. 35/6, д. 323, л. 6061. Подлинник, фр. яз. Текст зашифрован.


Комментарии

1. Речь идет о совместном представлении российского и австрийского посланников лорду Стормонту по поводу полученных ими ответов версальского и мадридского дворов на «Статьи, долженствующие служить основой переговоров о восстановлении всеобщего мира». См.: Симолин — Остерману, 2/13 ноября 1781 г.— АВПР, ф. Сношения России с Англией, оп. 35/6, д. 323, л. 56—57. О «Статьях» см. примеч. 3 к док. 56.

2. Имеется в виду мирный договор от 13 июля 1713 г. между Испанией и Англией на Утрехтском конгрессе. Согласно договору к Англии перешли Гибралтар и порт Маон на о-ве Менорка. В свою очередь Англия признала переход испанского престола от Габсбургов к Бурбонам.

3. Согласие Англии на открытие мирных переговоров было дано лишь после получения Лондоном известия о капитуляции королевских войск под Йорктауном. Дж. Адамс сообщил 13 декабря 1781 г. президенту Континентального конгресса Маккину о намерении Англии принять посредничество России. См.: NARS, RG 360, Item 84, vol. III (Microfilm Reel 112); RDCUS, vol. V, p. 43—44.