Общее обозрение торговли с Азиею.

(Из бумаг покойного графа Валериана Александровича Зубова, 1801 года).

(Никто из панегиристов и летописателей наших доныне еще не отдал справедливости сему благороднейшему человеку. Побуждаемый славными событиями прошедшей войны в Персии, я осмеливаюсь о нем напомнить. Кто усомнится в в подлинности сей Записки, тот может разрешить свое сомнение справкою в архиве Г. С. Ни одного слова не переменено! Я мог бы сообщить в сей Журнал и наказ Великия Екатерины, данный в 19-й день Февраля 1796 года Графу Валериану Александровичу: мужу истинных заслуг, мужу славы бессмертной! В. К.)

Трудолюбие и торговля, как единственные средства к удовлетворению нужд и к соделанию жизни приятною, составляют истинную силу и богатство народов. — Ободрение и свобода для них существенно необходимы. [96]

Азия, изобильнейшая часть Света драгоценными произведениями, издревле обращает на себя внимание всей Европы. Чрез торговлю, а наипаче с нею, целые Государства последственно достигли и ныне достигают до высшей степени знаменитости, силы и величия. До предмета моего не принадлежит входить здесь подробно в историческое исследование разных эпох ее. Скажу только, что до конца пятагонадесять столетия (то есть до открытия в 1498 году Васко де Гамою пути в Индию мимо Мыса Доброй Надежды) торговля сия с берегов Средиземного моря сначала Финикиянами, потом Греками и Римлянами отправлялась чрез Египет и Сирию, посредством Аравийского и Персидского заливов. Но когда Магометане, по завладении всею почти Азиею, заперли вход Европейцам в Александрийскую даже гавань, в сие время западные народы, богатые жители [97] Константинополя и других городов, открыли новый путь для торговли с Востоком по Черному морю чрез Грузию и Каспийское море. Товары, покупаемые в Индостане и в самых западных провинциях Китая, частию сухопутно, а частию по рекам доставлялись к берегам Оксуса (Повествуют, что Оксус древних, нынешний Жигон или Амур-Дарья, впадал некогда в Каспийское море, но после яко бы Татарами течение оного отведено в Аральское море. Сверх того на ландкартах древних сего последнего моря вовсе не назначалось, Примеч. самого Автора.), по течению коего в Каспийское море; отселе вверх по Куре до последнего судоходного места ее; потом сухопутно в реку Фаз, или Рион, впадающую в Черное море. О возможности таким образом доставлять товары из Индии в Черное море, уверился еще Помпей, как пишет Варрон, во время войны против Митридата. Сим путей, сопряженным хотя с немалыми опасностями и затруднением, Европа восточными произведениями снабжала себя в течение более двух веков. Чрез сию ж реку Фаз доставлялись товары и из Персии: что достаточно подтверждает закон Юстинианов: [98] дабы Персидские купцы не возили оных далее Аракса, под Опасением конфискации (Voyages historiques et geographiques dans les pays situes entre la mer Noire et la mer Caspienne.).

Обращаясь собственно к России, торговля по Каспийскому морю в глубокой древности была весьма знаменита. Из Комбаи, пристани Великого Могола, посредством реки Инда богатейшие товары отправляли в северные страны Индии, отколе чрез Бухарию, по реке Оксусу и Каспийским морем в Астрахань. Город сей был хранилищем всех произведений Индии, Аравии и Персии. Некоторые Писатели утверждают, что в 14-м веке, когда Генуезцы владели торговлею на Черном море, они из Астрахани получали все Азиатские товары, которые сначала поднимали в верх по Волге, потом сухопутно в Дон, сим чрез Азовское море в Черное и так далее.

Торговля сия разрушена набегами и грабежами Татар. В 15-м столетии, по свержении ига сих варваров, со стороны Россиян деланы были покушения к возобновлению оной: но, по взятии уже в 1554-м году Астрахани, открылась [99] только безопасная езда по Каспийскому морю. До времен однако ж Петра Первого торговля наша в сем краю была весьма маловажна. Возмущения в последние годы царствования Его, известными Мирвейсом и Мирмахмутом в Персии произведенные, доставили Ему удобность завладеть городами Дербентом, Бакою и всею почти Гилянскою провинциею. Сколь важною и полезною Великий Государь сей почитал торговлю России с Персиею, на это не нужно приводить никаких доказательств. Стоит только обратить внимание на все Его усилия. Он, провидя творческим умом Своим всю важность и пользы от оной для России, предполагал, посредством канала из Волги в Дон, соединить Каспийское море с Черным. О сем же помышляли (только чрез Грузию) в весьма отдаленные времена Селевк Никатор, первый из Сирийских Государей, и как некоторые пишут, Селим Второй. Смерть пресекла исполнение великих видов Его. Потом, когда Шах Надир сделался совершенным обладателем всей Персии, Императрица Анна Иоанновна принуждена была все те завоевания отдать обратно. [100]

После открытия пути в Индию мимо Мыса Доброй Надежды, положить новое основание важнейшей эпохе торговли с оною предоставлено России, если исполнен только будет план Петра Первого. Соединение морей Балтийского и Каспийского, чрез Черное и Средиземное, с Атлантическим Океаном, пребудет навсегда произведением колико важным, величественным, толико и полезным для человечества. И сего, кроме Российского Государя, никто совершить не в силах.

Прежде, нежели коснусь я обширных и дальновидных намерений, относительно края сего, Великой Екатерины, необходимо нужным нахожу войти в краткое описание торговли Российской с Персиею и берегов Каспийского моря.

О Российской торговле с Персиею.

Начало торговли нашей с Персиею чрез Каспийское море положил Петр Великий, учреди в 1723-м году торговое Российское Общество в Астрахани. Торг главнейше производился в город Рящ, Гилянской провинции, изобилующей шелком, и в Мизандрон, где родится наилучшая хлопчатая бумага. До смерти Шаха Надира торговля сия для России [101] была весьма прибыточна, потому, что она находилась в руках единственно Российских купцов, имевших по трактатам, в 732 и 735 году с Персиею заключенным, знатные преимущества.

Воспоследовавшие потом мятежи и неустройства от искателей Шахского достоинства, обращавших всегда первое внимание свое к завладению богатейшими провинциями, Иракскою, где главный город Испагань, и Гилянскою, торговлю сию вовсе почти истребили. — Беспрерывные, так сказать, грабежи в сих областях принудили знатнейших купцов с их капиталами удалиться в Индию, Турцию и в другие безопасные места. Чрез то оскудели те источники, отколе Россияне, посредством торговли с оными капиталистами, почерпали наибольшие выгоды. После сего Российские купцы покушались торговать во внутренние Персидские города: но чрезмерные всюду пошлины, притеснения, разбои и грабежи по дорогам уничтожили и сие их предприятие. Наконец казалось им самым удобнейшим производить торговлю сию чрез Армян, выехавших в немалом числе из Джульфы, предместия Испагани, и других городов в Астрахань: но они, употребя во [102] зло сделанную им от Российских купцов доверенность и, по зависти, изменяя друг другу, Россиян от торговли сей отдалили и сами оною не воспользовались, сколько от потери кредита, как у Россиян, так и у Персидских капиталистов, а более от неуверенности. Торговля перешла в руки Персиян, и они, для произведения оной непосредственно с Астраханью, сами на Российских судах ездить туда стали. Ныне вся выгода Россиян состоит в одной только почти перевозке.

О берегах Китайского моря, относительно торговли с Персиею.

Начиная от Астрахани, первый прибережной город представляется Дербент, построенный у предгория хребта Табассаранского. Он не имеет вовсе никакого порта. Суда, к нему приходящие, должны становиться на якоре в довольном расстоянии от берега, в открытом совершенно море. Главнейшие произведения его шафран, марена, частию хлопчатая бумага, шелк и разные плоды, Имея крайнюю нужду в наших товарах, как то: в железе, стали, холсте, сук и недругих, торг свой с [103] совершенною безопасностию и удобностию отправляет сухим путем с Кизляром. Равномерно и все Горцы, по сю сторону Дербента населяющие Кавказские горы, продукты свои доставляют также в Кизляр.

В Кубинском владении, где главный город Куба, находится Низобатская пристань, которая ни к чему полезною быть не может, потому, что Кубинцы и другие горские народы, по ту сторону Дербента живущие, как то: Табассаранцы, Казыкумыки, Ахтинцы, Рутульцы и другие, произведения свои доставляют отчасти в Дербент, а частию сухопутно в Баку, где в замен получают они нефть, соль и Российские товары.

Далее, город Баку и самый наилучший порт. В оном корабли стоять могут безопасно на семи саженях глубины. Окрестности Баки изобилуют нефтяными ключами и самою лучшею каменною солью. По причине сих произведений, в коих тамошние народы имеют необходимую надобность, и для покупки Российских товаров, стекается туда великое множество торгующих из Мизандрона, Гиляни, с Ленкоранского берега и из [104] Адербиджани. Весь Ширвань, заключающий в себе провинции Шемахинскую, изобилующую наипаче шелком, Шекинскую и другие мелкие владения, простирающиеся до рек Куры и Аракса, не имея по местоположению своему иного порта, все произведения свои доставляет в Баку.

В прежние времена Россия всегда силилась основать торговлю свою с Персиею Гилянской провинции в городе Ряще, в Зинзилинском порте. Но порт сей и по положению своему и по причине мелей, его окружающих, несравненно хуже Бакинского: торговля в оном может быть выгодна для одной только Гиляни: впрочем, как от Адербиджани, так и от других, внутрь Персии простирающихся провинций, отделена она горами Багру. Сверх того, хотя бы и сих неудобств не встречалось, то один чрезвычайно вредный климат для Россиян, по болотистой пошве Зинзилинского берега, достаточен к воспрепятствию учредить там главное место для торговли.

Главнейшие произведения Гилянской провинции суть: шелк, хлопчатая бумага и сарачинское пшено, которое она на своих сандалах и киржимах доставляет по большой части к Трухменцам. Когда [105] торговля наша с Персиею была вовсе почти прервана, тогда Гилянцы произведения свои доставляли чрез упомянутые горы Багру на вьюках к Персидскому заливу, где и продавали их Европейцам, за такую цену, за которую бы нам и в самом порте покупать было весьма выгодно.

(Окончание впредь.)

Текст воспроизведен по изданию: Общее обозрение торговли с Азиею. (Из бумаг покойного графа Валериана Александровича Зубова, 1801 года) // Сын отечества и Северный архив, Часть 128. № 35. 1829

© текст - Булгарин Ф. В. 1829
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Иванов А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Сын отечества и Северный архив. 1829