IV.

Торжество в г. Галиче по окончании рекрутского набора в 1797 году.

По окончании в г. Галиче рекрутского набора, галичский уездный предводитель дворянства препроводил в Московскую газетную [294] экспедицию, для напечатания, статью о происходившею» по этому случаю в городе торжестве. За отказом газетной экспедиции ее напечатать, костромской вице-губернатор Краснокутский 2-го января 1798 года представил об этом генерал-прокурору князю П. В. Лопухину, с приложением нижеследующей статьи:

«Костромской губернии из города Галича от 30-го ноября 1797 г.

«Начавшийся здесь с 15-го сего ноября рекрутский набор господином статским советником, костромским вице-губернатором и кавалером Григорьем Ивановичем Краснокутским, к 28-му числу сего месяца приведен к окончанию с великим успехом; количество рекрут, набранных с сего уезда, простирается более двух сот человек.

«Сие мудрое вновь сделанное постановление, чтоб рекрутские наборы производить по уездным городам, сопряжено с такими для всех верноподданных его императорского величества выгодами, коих чтоб не ощутить и к виновнику оных не исполниться живейшею благодарностью, есть совершенная невозможность.

«Галичское благородное общество, также и купечество, чувствуя Монаршие и прямо отеческие милости на них изливаемые, воспалились желанием, чтоб чувства сии обнаружить. Вследствие чего все, единым стремлением благодарности влекомые, согласились, чтоб набор сей окончить торжеством; и для того просили господина дворянского предводителя премьер-майора Посникова, чтоб он испросил на оное дозволение у господина вице-губернатора, яко начальника, который одобряя, с величайшим усердием таковое намерение, даль на то свое позволение. Сколь высхитительно было видеть, с каким удовольствием делаемы были к оному приготовления; и наконец 29-е число, как день воскресный, был избран для торжества сего, отправленного ко всеобщему удовольствию следующим образом:

«В семь часов пополуночи, все благородные дворяне собрались к господину дворянскому предводителю, градской-же глава с купечеством к господину городничему и оттуда обще с ними к господину вице-губернатору, который в препровождении дворянского предводителя с благородными дворянами и градского главы с купечеством следовал в соборную церковь, где, по совершении галичским протоиереем Иоанном Крутиковым со всем собором божественные литургии, была говорена им приличная торжеству сему краткая проповедь, а потом всем того города духовенством было отправляемо молебное пение с многолетием за дражайшее для всех верноподданных здравие его императорского величества и всей августейшей фамилии. Сердечные чувства благодарности ясно изображались на лицах всего собрания, всеобщее моление к Подателю всех благ [295] ограничивалось единым желанием, чтоб здравие Монарха и всей Высочайшей фамилии, яко единственное благо подданных, сохранено было на неисчислимые лета. Се были дети, молящиеся об Отце, нежно ими любимом. Потом господин вице-губернатор, с благородными дворянами, именитым купечеством и первенствующим духовенством, отправился в означенный для собрания дом, где и были все иждивением общества угощаемы обеденным столом на 98-ми кувертах. Во время стола, при питии за здравие его императорского величества и всей императорской фамилии, играла инструментальная музыка и пел хор певчих. В пять часов пополудни начался бал, на который были приглашены чрез билеты все благородный дамы и девицы, имеющие свое пребывание как в городе, так и в уезде, также и жены именитых купцов; во время бала дом собрания был иллюминован, сожжен был фейерверк с изображением на щите вензелевого имени его императорского величества. Число обоего пола особ, бывших на бале, простиралось до двух сот персон, кои все были угощаемы вечерним столом, а дабы все соучаствовали в благодарственном сем торжестве, то от общества, с позволения господина вице-губернатора, дано было всем набранным рекрутам по две чарки вина и по пятикопеечному калачу, а купечество от своего общества употребило несколько суммы на раздачу содержащимся в заключении и на искупление бедных должников.

«Все собрание разъехалось не прежде как в двенадцать часов пополудни, ощущая в душе своей чистейшее удовольствие, что могли сею малою жертвою изъявить слабый знак неограниченной благодарности за изливаемые его императорским величеством милости на его верноподданных».

Князь Лопухин на это представление 23-го того же января ответил Краснокутскому:

«Получив письмо ваше, с приложением описания происходившего в Галиче торжества окончания рекрутского набора, я обязанностью поставляю сказать вам, милостивый государь мой, что его императорскому величеству вообще таковые торжественные и публичные празднества не благоугодны, а потому в предосторожность вашу побуждаюсь советывать вам отклонять вперед подобные церемониалы, если бы каким-нибудь образом могли они коснуться вашего ведения». [296]

Текст воспроизведен по изданию: Прошлый век в его нравах и обычаях и верованиях // Русская старина, № 5. 1897

© текст - Безродный А. В. 1897
© сетевая версия - Тhietmar. 2016

© OCR - Андреев-Попович И. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1897