Три собственноручные записки генерал-аншефа графа А. В. Суворова-Рымникского к М. С. Лалаеву.

I.

Берлад ч: 11 ноября 1789 году.

Мартину Степановичу потрудится съездить в Яссы с моим брильянтовым крестом Св. Андрея, и в нем неизправное починить. В чем, ежели потребно будет, покорнейше прошу вспомоществовать, Его Высокородия Сергия Лазаровича.

Граф Александр Суворов-Рымникский.

II.

Не договорить, намеком.

Гор: Свита Капугар п. отправлена им из Бендер.

Зачем? ему не надобно и пр. У. Кроми.

Какая ж лутче притчина?

Опознать.

III.

Буде виз: сегод. сюда явился б. Лалаеву принять его ласково и откровенно.

Любопытствовать благопристойно о мире, войне и новизне. Подчивать кофьем табаком, и ежели пожелает пилявом, кебабом и пр. (как и питьем).

Меня предуведомить.

В свое время просить ко мне.

По возвращении от меня трапеза (коли непрежде). [316]

_______________________

В царствование Императрицы Екатерины II, во время второй турецкой войны (1787-1791 г.г.), генерал-аншеф А. В. Суворов командовал отрядом в Бессарабской армии князя Потемкина. Находясь в 1789 г. с корпусом войск в Берладе, Суворов должен был отражать наступательные движения турок из-за Дуная, подкрепляя в то же время корпус австрийцев находящийся под командою принца Кобургского.

11-го сентября 1789 г. на берегах р. Рымника Суворов разбил наголову стотысячную турецкую армию, состоявшую под начальством великого визиря.

За эту победу Суворов был возведен Императрицею в графское достоинство с именем ”Рымникского” и награжден брильянтовыми знаками ордена Св. Андрея Первозванного, шпагою с надписью: ”Победителю Визиря” и орденом Св. Георгия 1-й степени.

В указанный период времени в ближайшем распоряжении Суворова находился пользовавшийся его полною доверенностью Мартин Степанович Лалаев, впоследствии полковник Орденского кирасирского полка.

В роде Лалаевых свято сохранились до нашего времени три вышеизложенных собственноручных записки великого полководца к Мартину Степановичу Лалаеву (Эти записки принадлежали скончавшемуся 28-го октября 1912 годя генералу-от-артиллерии Матвею Степановичу Лалаеву, приходившемуся двоюродным внуком Мартину Степановичу Лалаеву, сподвижнику Суворова),

В первой записке, помеченной 11-го ноября 1789 г., идет речь о починке брильянтового креста ордена Св. Андрея Первозванного, только что полученного Суворовым за Рымникскую победу 11-го сентября 1789 г. Суворов на этой записке подписывается уже ”графом Рымникским”. Таким образом, это одна из самых первых ”графских” подписей Суворова.

Вторая записка должна быть датирована 1790-м годом (с февраля до июня).

В этой записке Суворов приказывает М. С. Лалаеву ”опознать”, по какой именно причине принц Кобургский отправил свою свиту из Бендер в г. Капувар или в г. Кромау.

Это предположение основывается мною на следующих соображениях.

Вторая турецкая война закончилась для России миром, подписанным в Яссах в декабре 1791 года, а союзница России — [317] Австрия закончила ее гораздо раньше: по кончине императора Иосифа (в феврале 1790 г.) Австрией был заключен с Турцией мир в июне 1790 года. Командующий австрийским корпусом принц Кобургский с февраля 1790 г., видимо тайно от России, вошел в мирные переговоры с Турцией и, предвидя заключение мира, заблаговренно отправил свою свиту из находившейся в руках союзников крепости Бендер (взята Потемкиным 3-го ноября 1789 года) обратно в Австрию. Естественно, что Суворова заинтересовала причина отправки свиты принца Кобургского из Бендер в ”Капугар” (орфография Суворова) — вернее в Капувар — город в венгерском комитате Эденбург (Сопрон) на левом берегу малого Рааба, или же в ”Кроми” (орфография Суворова) — вернее в г. Кромау в Моравии (близ города Брюнна), нисколько севернее Капувара. Объяснение, данное принцем Кобургским, что свиты ”ему не надобно”, — очевидно не могло удовлетворить Суворова.

Третья записка должна быть, по-моему, датирована 1790-м годом (с июня).

Вот основания моего соображения.

Турки, ободренные миром с австрийцами, заключенным в июле 1790 года, уклонялись от заключения мира с Россией, столь желанного именно в то время Потемкиным. Этим обстоятельством и объясняется забота Суворова об организации радушного приема великого визиря, ожидавшегося Суворовым, видимо, для мирных переговоров. Непреклонность турок повлекла за собою продолжение войны, взятие креп. Измаила (10-го декабря) и, наконец, Ясский мир, подписанный в декабре 1791 года. После взятия Измаила Суворов был отозван из армии.

Предложив вниманию читателей любопытные записки знаменитого нашего полководца, считаем нравственным долгом принести почтительную благодарность вдове генерала-от-артиллерии Соломии Николаевне Лалаевой, любезно разрешившей опубликовать эти редкие автографы, приносимые ею в дар Суворовскому музею при Императорской Николаевской военной академии.

В. А. Бернацкий

Текст воспроизведен по изданию: Три собственноручные записки генерал-аншефа графа А. В. Суворова-Рымникского к М. С. Лалаеву // Русская старина, № 5. 1913

© текст - Бернацкий В. А. 1913
© сетевая версия - Тhietmar. 2015

© OCR - Станкевич К. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1913